Формы организации обучения

Основными видами учебных занятий являются:

Лекция - основной вид учебных занятий предназначенных для усвоения теоретического материала и вводят студентов в определенную систему научных знаний и в методологию науки, являются своеобразной школой научного мышления.

Лекции проводятся лекторами - профессорами и доцентами, а также ведущими научными работниками и специалистами, приглашенными для чтения лекций.

Лекции проводятся в соответственно оборудованных помещениях - аудиториях для одной или более академических групп студентов.

Лабораторное занятие - форма учебного занятия, при котором студент под руководством преподавателя лично проводит натурные или имитационные эксперименты или опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений данной учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

Лабораторное занятие проводится в специально оборудованных лабораториях с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса.

В отдельных случаях лабораторные занятия проводятся в условиях реальной профессиональной среды филиалов кафедр, расположенных на базе предприятий и учреждений города.

Лабораторные занятия проводятся со студентами, количество которых не превышает половины академической группы.

Лабораторное занятие включает:
  • проведение текущего контроля с подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы;
  • выполнения задач темы занятия;
  • оформление индивидуального отчета по проделанной работе;
  • защита отчета перед преподавателями.
Итоговая оценка выставляется в журнале учета выполнения лабораторных работ.

Итоговые оценки, полученные студентами при выполнении лабораторных работ, учитываются при выставлении семестровой итоговой оценки данной учебной дисциплины.

Практические занятия - форма учебного занятия при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентом соответственно сформулированных задач.

Практические занятия проводятся в аудиториях или в учебных лабораториях, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения. Вычислительной техникой.

Практическое занятие включает:
  • проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков студентов;
  • постановку общей проблемы преподавателем и ее обсуждение с участием студентов;
  • решение задач с их обсуждениями;
  • решение контрольных заданий, их проверку, оценку.
Оценки полученные студентом за отдельные практические занятия учитываются при выставлении итоговой оценки по данной учебной дисциплины.

Семинарское занятие - форма учебного занятия при которой преподаватель организует дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов).

Семинарские занятия проводятся в аудиториях или в учебных кабинетах с одной академической группой.

На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает:
  • подготовленные студентами рефераты;
  • активность в дискуссии;
  • умение формулировать и отстаивать свою позицию.
Итоговые оценки за каждое семинарское занятие вносятся в соответствующий раздел журнала учета работы академической группы.

Полученные студентом оценки за отдельные семинарские занятия учитываются при выставлении итоговой оценки по данной учебной дисциплины.

Консультация - форма учебного занятия, при которой студент получает ответы от преподавателя на конкретные вопросы или объяснения определенных теоретических положений или аспектов их практического применения.

Консультация может быть индивидуальной или проводится для группы студентов, в зависимости от того, преподаватель консультирует студентов по вопросам, связанным с выполнением индивидуальных заданий, или по теоретическим вопросам учебной дисциплины.

Индивидуальные задания (С) по отдельным учебным дисциплинам определяются в следующих формах:
  • реферат (РС) - по дисциплинам гуманитарного и социально-экономической подготовки, а также письменные доклады по учебным дисциплинам имеющие общий объем часов до 108 часов (до 3 кредитов ЕКТС далее - кредиты)
  • расчетные (Р) расчетно-графические (РГ) задачи - по учебным дисциплинам естественнонаучного (фундаментальной подготовки) и профессионально-ориентированных дисциплин, имеющих базовый объем от 108 часов (3 кредита) до 144 часов (4 кредита) включительно, или 2 расчетные задачи для дисциплин общим объемом 216 часов (6 кредитов)
  • курсовые проекты (КП), курсовые работы (КР) по профессионально-ориентированных учебных дисциплин с общим объемом 144-180 часов (4-5 кредитов) и профессиональных имеющие общий объем 216-251 часов (6-7 кредитов).
Исходя из бюджета времени на учебной нагрузки студента, предусмотренного на выполнение индивидуальных заданий, их количества в одном семестре ограничено следующим образом:
  • КП (КР) не более 1, причем в первом, восьмом, одиннадцатом (учебный план подготовки специалиста), двенадцатом (учебный план подготовки магистра) не планируется;
  • Р не более 5 в семестр и не более 2 на одну учебную дисциплину;
  • РГ не более 1;
  • Рс не более 3.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время свободное от обязательных учебных занятий.

Самостоятельная работа студента - важная часть учебного процесса в университете. Качество самостоятельной работы в значительной степени обусловливает общее качество в обучении.

Включения самостоятельной работы в содержание учебного плана, определения ее бюджета по видам самостоятельной работы, поиски путей ее рационального использования - одно из важнейших условий организации и планирования учебного процесса.

Самостоятельная работа студента распределяется:
  • работа по обеспечению аудиторных занятий - изучение обязательной и дополнительной литературы, материалов лекций, электронных материалов по темам лекций и семинаров, решение заданных задач и упражнений, подготовка докладов по темам семинаров, подготовка к контрольным работам, коллоквиумов и других форм текущего контроля.
  • выполнение индивидуальных заданий;
  • научно-исследовательская работа;
  • обеспечение семестрового контроля по учебным дисциплинам (подготовка к сдаче модулей, дифференцированных зачетов и экзаменов).
Все формы самостоятельной работы направлены на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических и аналитических навыков по проблемам учебной дисциплины во время ее освоения, выполнение индивидуальных заданий и научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по конкретной дисциплине может выполняться в научно-технической библиотеке университета, учебных (методических) кабинетах, лабораториях, компьютерных классах, а также в общежитиях или домашних условиях.

Самостоятельная работа студента обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения конкретной учебной дисциплины: учебник, учебные и методические пособия, конспекты лекций, практикум.

Учебный материал учебной дисциплины, предусмотренный учебной программой для усвоения студентами в процессе самостоятельной работы, выносимые на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который обрабатывается при проведении учебных занятий.
† 07.10.2011 16:25:00