В ХПИ открыли памятную доску легендарному конструктору танковых двигателей

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт» состоялось торжественное открытие памятной доски Почетному доктору ХПИ, украинскому конструктору по двигателестроению для бронетехники, доктору технических наук, профессору Николаю Карповичу Рязанцеву.

На мероприятии, приуроченном к 80-летию известного конструктора, присутствовали: руководство НТУ «ХПИ», коллеги, родственники Николая Рязанцева, студенты и преподаватели кафедры двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

«Выпускник ХПИ 1959 года, генеральный конструктор Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению (ХКБД), профессор Николай Карпович Рязанцев сыграл выдающуюся роль в создании и развитии танкового двигателестроения. Его идеи и научно-технические решения опередили время», — отметил проректор по научной работе НТУ «ХПИ», зав. кафедрой двигателей внутреннего сгорания, профессор Андрей Марченко.

В своей практической деятельности по модернизации и созданию двигателей внутреннего сгорания специального назначения Н. К. Рязанцев активно сотрудничал с alma mater. Он был одним из инициаторов создания филиала кафедры двигателей внутреннего сгорания Харьковского политехнического института в ХКБД.  Задачей филиала было повышение качества подготовки инженерных кадров и проведение научных исследований по актуальным проблемам ДВС специального назначения. Для студентов своей специальности Николай Карпович читал лекции, руководил дипломным проектированием.

Н. К. Рязанцев был одним из разработчиков дизеля 5ТДФ (доводка конструкции и совершенствование), который стал сердцем легендарной боевой машины танка Т-64. Двигатель отличался новаторскими конструкторскими решениями: двухтактный цикл с эффективной системой газообмена; горизонтальное расположение цилиндров; двухсторонний отбор мощности; система наддува, обеспечивающая хорошую приемистость, пусковые свойства и другие.

Следует также отметить, что Н. К. Рязанцев — один из создателей танковых двигателей 6ТД-1 и 6ТД-2, которые и сегодня по тактико-техническим характеристикам не уступают лучшим зарубежным аналогам. Объем моторно-трансмиссионного отделения с данными двигателями — наименьший среди всех танков подобного класса, выпускаемых в мире.

В 2001 году за новый танк Т-84 профессор НТУ «ХПИ» Николай Рязанцев был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники.

Доску известному конструктору танковых двигателей Н. К. Рязанцеву разместили на корпусе университета, где расположена кафедра ДВС.

Напомним, ранее в НТУ «ХПИ» состоялась встреча сотрудников и выпускников ХПИ, студентов, аспирантов, докторантов и курсантов, которая была посвящена 80-летию со дня рождения Н.К.Рязанцева.

Справка:

Профессор Николай Карпович Рязанцев родился 30 апреля 1937 года в рабочем поселке Шахта 5/6 имени Димитрова (Донецкая область). В 1954 году поступил в Харьковский политехнический институт (ныне – НТУ «ХПИ») на энергомашиностроительный факультет, специальность «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС). В 1959 году успешно окончил ХПИ.

В октябре 1959 года  Николая Карповича приняли на завод им. В. А. Малышева  инженером в конструкторский отдел по созданию тепловозных двигателей. Там Н. К. Рязанцев занимался разработкой шатунов прицепной конструкции и поршней для нового четырехтактного тепловозного двигателя Д70.

В 1965 году Н. К. Рязанцев перешел в конструкторский отдел танковых двигателей, который вскоре получил самостоятельный статус и стал именоваться «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению» (ХКБД).

В те годы на заводе им. Малышева разворачивалось производство нового основного танка Т-64, созданного под руководством Главного конструктора бронетанковой техники Александра Александровича Морозова. Н. К. Рязанцев принимает активное участие в работах по совершенствованию   двигателя (5ТДФ) этой боевой машины.

В 1968 году Николая Карповича назначили начальником сектора, в 1969-м — заместителем начальника отдела, а в 1970-м — начальником отдела поршневой группы.

В 1973 году Н. К. Рязанцев становится Главным конструктором ХКБД.

Вместе с Главными конструкторами танков А. А. Морозовым, а затем Н. А. Шоминым, руководителями завода им. Малышева Н. К. Рязанцев приступил к производству дизеля 6ТД-1 для танка Т-80УД. В кратчайшие сроки был разработан дизель 6ТД-2 мощностью 1200 л. с. (устанавливается на основном украинском танке Т-84).

Во время демонстрации танка Т-80УД на Международной выставке вооружений в Объединенных Арабских Эмиратах в Абу-Даби и танк, и двигатель показали прекрасный результат, благодаря чему был заключен контракт на поставку 320 танков в Пакистан. О высокой степени совершенства двигателя свидетельствует и то, что совместный танк Пакистана и Китая «Аль-Халид» оснащен украинскими дизелями, которые были созданы в ХКБД под руководством Н. К. Рязанцева.

С 2001 году Н. К. Рязанцев — генеральный конструктор по созданию двигателей для бронетанковой техники.

В 2004 году за многолетнее плодотворное сотрудничество с Политехом  Н. К. Рязанцеву было присвоено звание Почетного доктора НТУ «ХПИ».

За высокие достижения Н. К. Рязанцев стал лауреатом Государственной премии Украины в области науки и техники, Заслуженным деятелем науки и техники Украины.

Николай Карпович ушел из жизни 17 мая 2007 года.