ХПИ и ХТЗ — участники первого в Украине проекта дуального обучения в машиностроении

  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    3
    Shares

Кафедра автомобиле- и тракторостроения НТУ «ХПИ» будет осуществлять подготовку специалистов для ПАО «Харьковский тракторный завод» в формате дуального обучения. Это предусмотрено договором, который подписали ректор ХПИ профессор Евгений Сокол и генеральный директор предприятия Андрей Коваль на заседании Ученого совета вуза 27 октября. Так, харьковский Политех и ХТЗ станут участниками первого проекта дуального обучения в области машиностроения в Украине.

«ХПИ и ХТЗ сотрудничают в научной и образовательной сферах более 80 лет, — почеркнул ректор вуза профессор Евгений Сокол. — Договор, который мы подписали, очень важен, ведь от него зависит качество подготовки наших специалистов, их востребованность на рынке труда и наш вклад в развитие экономики страны».

Согласно договору, подготовка к дуальному образованию начинается с 1 курса (образовательно-квалификационный уровень «бакалавр») по профессионально-ориентированным дисциплинам. Учебный процесс организуется, начиная с 9 семестра, и продлится до конца квалификационной работы магистра.

Студенты будут учиться в формате: два дня обучения в ХПИ и три дня работы и учебы на ХТЗ. Процесс обучения будет проводиться на основе индивидуальных планов дуального образования и проходить в виде отдельных практических и лабораторных занятий, экскурсий и практики в отделах, цехах и лабораториях ХТЗ.

Тематика курсовых и дипломных проектов студентов ХПИ будет согласовываться с технической дирекцией ПАО «ХТЗ» и кафедрой автомобиле- и тракторостроения ХПИ, и утверждаться в соответствии с существующей в университете процедурой.

Договором также предусмотрено, что во время обучения будет обеспечиваться ротация рабочих мест среди студентов дуального образования. Это необходимо для получения всесторонних навыков и выявления перспективных специалистов для различных отделов и служб завода. Для повышения качества дуального образования к изучению отдельных вопросов специализации будут привлекаться ведущие сотрудники ХТЗ.

«Наша основная задача — предоставить студентам, у которых есть желание учиться и работать, возможность проявить себя в реальных проектах. Важно, чтобы они увидели реальную работу. Используя на практике знания, которые студенты получили в ХПИ, и опыт, который есть у сотрудников ХТЗ, выпускники Политеха смогут стать первоклассными специалистами», — отметил генеральный директор ПАО «ХТЗ» Андрей Коваль.

Согласно договору, завод будет осуществлять оплату труда студентов за выполненную работу в цехах, конструкторских, технологических и других подразделениях завода по индивидуальным контрактам.

Кроме того, студенты ХПИ, которые пройдут курс дуального образования, могут на ХТЗ по желанию получить водительское удостоверение тракториста-машиниста и рабочую профессию.

Что касается преподавателей кафедры автомобиле- и тракторостроения НТУ «ХПИ», которые будут участвовать в дуальном обучении, они будут пользоваться приоритетом при заключении индивидуальных контрактов на проведение научно-исследовательских, конструкторских и других работ в рамках программы развития ХТЗ.

Дуальное образование предусматривает конкурсный прием выпускников НТУ «ХПИ» в штат ПАО «ХТЗ» на основании собеседования с учетом профессиональных компетенций (более подробно — в справке).

Напомним, 22 сентября 2017 года был подписан Договор-Меморандум о стратегическом партнерстве между НТУ «ХПИ» и ПАО «ХТЗ». Это состоялось в рамках IX Международного экономического форума «Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы».

Справка:

В соответствии с Договором о подготовке специалистов для ПАО «ХТЗ» в формате дуального обучения в НТУ «ХПИ», для повышения качества образования и профессиональных навыков дуальное образование обеспечивает следующие компетентности по специализации «Автомобили и тракторы»:

— способность анализировать особенности компоновки, конструктивные различия узлов и агрегатов тракторов, особенности описания кинематических и силовых характеристик узлов механических и бесступенчатых гидрообъемно-механических трансмиссий, а также методики их определения; умение выполнять расчеты при проектировании узлов и агрегатов как тракторов, так и машин специального назначения;

— способность теоретически оценивать управляемость и устойчивость движения трактора, машинно-тракторного агрегата и автомобиля, выявить влияние конструктивных параметров систем и проводов управления на управляемость и устойчивость;

— способность разрабатывать методики и типовые программы испытаний тракторов, автомобилей, их узлов и систем, выбирать оборудование для проведения испытаний, использовать основы теории погрешностей и сертификационных испытаний;

— способность анализировать основные характеристики систем автоматического управления тракторов и автомобилей, использовать принципы проверки линейных систем на точность, устойчивость и качество переходных процессов;

— способность реально оценивать стоимость продукции, определять баланс между себестоимостью и полезностью элементов конструкции трактора и автомобиля, определять функциональную структуру объекта, стоимость отдельных функций и их значимость;

— способность проводить автоматизированное моделирование и проектирование в автотракторостроении, использовать различные системы для автоматизированного моделирования;

— способность использовать методы рационального конструирования в автотракторостроении при условии различных объемов производства и оборудования для производства и сборки. Выполнять анализ технологичности и унификации конструкции тракторов и автомобилей, их сборочных единиц и деталей, ориентироваться в характеристиках технологической надежности;

— способность выполнять требования эргономики и регламентирующих параметров экологической безопасности при проектировании тракторов и автомобилей, владеть средствами для их реализации;

— способность анализировать тенденции развития конструкций автомобилей и тракторов, их вузов и агрегатов, применять перспективные разработки в автотракторостроении, проводить необходимые расчеты с учетом требований рынка и методов повышения надежности;

— способность проводить конструирование и выполнять расчеты элементов системы и автоматических устройств тракторов и автомобилей;

— способность выбирать требования к материалам элементов несущих систем, владеть расчетными режимами нагрузки несущих систем тракторов и автомобилей, проводить расчеты элементов несущих систем на прочность;

— способность выполнять анализ динамических процессов в трансмиссиях, ходовых системах гусеничных и колесных тракторов, проводить конструирование и выполнять расчеты динамических нагрузок в элементах тракторов.