Открытие «Art Way» в ХПИ: «Дневники на обочине» от незрячего творца

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

4 декабря с выставки картин «Дневники на обочине» Дмитрия Дидоренко стартовал культурологический фестиваль «Art Way — 2017». В этом году фестиваль посвящен 40-летию кафедры этики, эстетики и истории культуры и 20-летию Этнографического музея «Слобожанские сокровища» им. Г. Хоткевича НТУ «ХПИ». Слепой художник Дмитрий Дидоренко — известный мастер своего дела, лауреат премии им. А. Куинджи в области изобразительного искусства. Его работы выставлены в музеях, галереях и частных собраниях 19-ти стран мира. Сегодня в одном из учебных корпусов ХПИ представлена экспозиция из более 20 картин творца.

Для создания своих произведений Дмитрий Дидоренко использует уникальную технологию станковой графики, которую он изобрел после потери зрения в 1991 году. Эта техника с годами оттачивалась и усложнялась. Теперь в картинах используется до трёх тысяч оттенков цвета, и становится доступной любая сложность композиции. На одно произведение уходит от 230 до 650 рабочих часов.

«Символично, что мы открываем фестиваль «Art Way» выставкой картин Дмитрия Дидоренко, как это было и 20 лет назад», — рассказывает директор Этнографического музея «Слобожанские сокровища», профессор ХПИ Михаил Красиков. Он сообщил, что к такому важному событию упорядочил и издал иллюстрированный каталог работ мастера, представленных на выставке. «Жизненный и творческий путь этого художника — необычайно вдохновляющий пример мужества, веры в себя и верности своему призванию», — отметил Михаил Красиков.

Самые разные жанры, темы и настроения можно увидеть в работах Дмитрия. По словам автора, идеи не приходится искать — они возникают благодаря непростому опыту, полученному в богатой событиями жизни.

«Путь —  один из главных концептов произведений Дмитрия Дидоренко, —рассказывает Михаил Красиков. — Названия некоторых картин или содержат этот образ («Самый длинный путь начинается с первого шага», «Дорогу осилит идущий», «Харьковский шлях») или его подразумевают («Северный орган серебряного скитальца во тьме»). Но и в остальных работах, даже тех, которые кажутся статичными, всегда есть более или менее заметная динамика. Потому что автор в своих картинах пытается не «остановить мгновение», а изобразить его в длительности и всегдашней незавершенности».

Организаторов, участников «Art Way — 2017» и автора выставки поздравили почетные гости: заместитель директора Центра краеведения ХНУ им. В.Н. Каразина доцент Ольга Вовк, заведующая массовым отделом Харьковского художественного музея Ирина Сиделёва, заведующий кафедрой культурологии Национального юридического университета им. Я. Мудрого профессор д.ф.н. Виктор Лозовой, правнучка известного историка Дмитрия Багалея— выпускница ХПИ Ольга Багалей, бард Владимир Фоменко, трудовая деятельность которого также была связана с Политехом, директор Научной библиотеки ХПИ Лариса Семененко, искусствовед Вера Крылова, представители Харьковского клуба писанкарства и другие.

Выставку картин «Дневники на обочине» Дмитрия Дидоренко можно посетить в любой день недели, кроме выходных, с 9.30 до 16.30. Вход — свободный. Адрес: НТУ «ХПИ» (ул. Кирпичева, 2), учебный корпус У–1, 7 этаж, 702 ауд.

Напомним, культурологическое мероприятие «Art Way — 2017» в ХПИ продлится до 15 декабря. В рамках фестиваля можно будет узнать интересные факты о семиотике быта и тайне куклы-мотанки, насладится творчеством политехников и многое другое. С полной программой можно ознакомиться здесь.

Сюжет «Art Way 2017», который прозвучал в эфире Харьковского областного радио:

Справка:

Дмитрий Дидоренко родился 17 декабря 1967 г. в Харькове. Рисовал с раннего детства. Получил образование в Харьковском художественно-промышленном институте по специальности художник-конструктор. К 1991 году состоялся как акварелист городского пейзажа. Создал 700 акварелей.

Будучи третьекурсником, летом 1991 года, участвуя в поисковой экспедиции, подорвался на немецкой мине времён Второй мировой войны. Был тяжело ранен, контужен, полностью утратил зрение.

Для реабилитации художнику потребовалось 4 месяца, и уже 31 октября 1991 г. было создано первое произведение. Мастер изобрел свою уникальную технологию создания произведений станковой графики при отсутствии зрения.

Для получения результатов автор выклеивает из бумаги одноразовую сложную систему лекал-трафаретов, фиксирует конструкцию на ребре планшета, используя их, убирая и заменяя другими. В свободные окошки среди выклеенных силуэтов наносится пигмент поролоновой губкой.

Цветовое решение композиции колорист составляет, используя около тысячи баночек, расставленных в коробках. Мерной ложкой и кистью производится точная дозировка и расфасовка краски по коробкам. В каждой коробке находится по 12 оттенков учтённого цвета, остающихся в памяти художника.

Автор участвовал в более чем 60 общих и персональных выставках. О творчестве уникального художника написано около 700 статей в газетах, журналах, альманахах, сняты документальные фильмы. Издано несколько наборов открыток с репродукциями произведений Дмитрия Дидоренко.