В ХПИ установили памятную доску выдающемуся выпускнику

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

4 сентября в НТУ «ХПИ» открыли мемориальную доску Николаю Александровичу Соболю, выпускнику университета 1936 года, одному из создателей легендарного танка Т-34 и инициатора строительства Харьковского метрополитена.  Памятную доску установили на здании главного аудиторного корпуса ХПИ, в стенах которого обучался Николай Александрович с 1931 по 1936 гг.

«ХПИ и Завод им. Малышева — единый творческий коллектив, а Николай Александрович Соболь был одной из его ключевых личностей. На заводе он проработал более 30-ти лет и прошел все этапы профессионального роста: от начальника отдела технического контроля до директора», — рассказал ректор НТУ «ХПИ» профессор Евгений Сокол. По его словам, Николай Александрович обладал дальновидностью и принимал правильные управленческие решения, которые определили ход развития отечественного тракторо-, танко-, двигателе- и тепловозостроения.

«В ХПИ есть прекрасная традиция — увековечивать имена ученых, государственных деятелей и других выдающихся выпускников университета. Можно обойти наши корпуса и вспомнить имена тех, кто создавал новые научные направления, современные машины, технологии и другое, — отметил Почетный ректор ХПИ профессор Леонид Товажнянский. — Сегодня наше внимание сосредоточено на личности Николая Соболя, ученом, который принимал активное участие в создании легендарного среднего танка Т-34 и его дизеля В-2». С именем Николая Александровича также связана организация серийного производства тепловозов ТЭ-1, ТЭ-2, ТЭ-3 и дизелей Д50, 2Д100. Именно он в конце 1962 года инициировал строительство метро в Харькове и в дальнейшем способствовал решению этого вопроса.

Почтить память выдающегося организатора промышленности Украины пришли: руководство, преподаватели и студенты НТУ «ХПИ», представители Завода им. В.А. Малышева, династии Соболей и другие.

Справка:

Николай Александрович Соболь родился 19 февраля 1910 г. в селе Большая Рублевка (Полтавская обл.) в семье учителя.

В 1929 г. окончил Богодуховскую профшколу и начал трудовую деятельность техником на Харьковском паровозостроительном заводе (сейчас — ГП «Завод им. Малышева»). Без отрыва от производства окончил с отличием в 1936 г. Харьковский механико-машиностроительный институт (сейчас — НТУ «ХПИ») по специальности «Сельскохозяйственное машиностроение» и получил квалификацию «Инженер-механик».

Н.А. Соболь смело внедрял новые технологии при освоении производства танкового дизеля В-2 и танка Т-34. В военный период работал заместителем начальника отдела технического контроля Уралвагонзавода. После освобождения Харькова Н.А. Соболь вернулся на заводи в 1943 г.  и организовал подготовку к ремонту танков Т-34.

В 1947 г. он был назначен начальником производства, а в 1949 г. — главным инженером завода. Тогда началось серийное производство тепловозов ТЭ-1 и дизеля Д50. Затем был тепловоз ТЭ-3, освоено производство гусеничных артиллерийских тягачей, путеукладчиков, пунктов управления противоракетной обороны, траншейных машин и др.

Николай Александрович сумел объединить усилия специалистов различных направлений и производств по гармоничному развитию техники. С 1954 г. стал директором завода. При нем освоено производство нового танка Т-64, начато серийное производство тепловозов ТЭ-3 и разработка нового дизеля Д70.

С 1958 г. Николай Александрович — председатель совета народного хозяйства Харьковского экономического административного района, с 1960 г. — председатель СНХ украинской ССР, с 1966 г. — первый заместитель председателя совета министров УССР. В 1972 г. он ушел на пенсию.

Н.А. Соболя не стало 22 апреля 1991г., похоронен в Киеве. За заслуги перед государством удостоен двух орденов Ленина, 4-х орденов трудового красного знамени, орденов красной звезды и «Знак почета». Его по праву считают выдающимся организатором промышленности Украины.

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ЛЮДЯМ