В ХПИ почтили память создателя авиационных двигателей

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

23 ноября в НТУ «ХПИ состоялся памятный митинг, посвященный 115-летию со дня рождения выдающегося конструктора, выпускника ХПИ, основателя Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» Александра Георгиевича Ивченко. Почтить память ученого собрались представители администрации ХПИ, студенты и преподаватели, ученые вуза.  

Встреча состоялась возле лабораторного корпуса ХПИ, на фасаде которого размещена мемориальная доска генеральному конструктору Александру Ивченко. В этом же здании располагается и кафедра двигателей внутреннего сгорания, на которой он учился.

«Нам повезло, что Александр Георгиевич учился в нашем университете на кафедре двигателей внутреннего сгорания. То количество и разнообразие двигателей, которые он разработал, сложно посчитать. Это практически все авиационные, вертолетные двигатели, и многие другие. Спектр интересов этого человека был невероятно широкий. Главное, что его творения и на сегодняшний день остаются актуальными», — сказал ректор НТУ «ХПИ» Евгений Сокол открывая мероприятие.

Он также отметил, что труд Александра Ивченко, не остался незамеченным, поскольку он получил много наград, званий. Выдающийся конструктор внес неоценимый вклад в развитие экономики государства, а также сделал многое для развития школы двигателей внутреннего сгорания Харьковского Политеха.  «Кафедра продолжает традиции своего выдающегося выпускника, активно и успешно развивается. Здесь работали, и продолжают трудиться выдающиеся ученые, заслуженные деятели науки и техники. Сегодня им на смену приходит талантливая молодежь, которая продолжает развивать эту отрасль. Хочу пожелать дальнейших успехов, и верю, что пройдет немного времени, и мы будем гордиться вашими результатами, достижениями», — отметил ректор Евгений Сокол.

Проректор ХПИ по научной работе Андрей Марченко подчеркнул, что Александр Ивченко — из той плеяды выпускников университета, которые являются гордостью не только ХПИ, но и всей Украины. «Это люди, которые известны во всем мире своими изобретениями, идеями, продуктом, который востребован и сегодня. Те двигатели, которые разрабатывались и выпускались под руководством Ивченко, имеют индекс АИ — Александр Ивченко. То есть, это очередная реинкарнация идей, которые были заложены Александром Георгиевичем», — сказал он.

По словам Андрея Марченко, выпускник ХПИ Александр Георгиевич Ивченко поддерживал связь с кафедрой, будучи генеральным конструктором, помогал устройствами, установками для научных исследований: «Я думаю, что наша память об этом человеке — это не только дань уважения, но и огромная ответственность каждого из нас за то дело, которому мы служим. Хотелось бы пожелать нашей молодежи сделать все, для того, чтобы мы все гордились плодами, которые будут сделаны в дальнейшем».

Отметим, что памятные мероприятия, приуроченные к 115-летию со дня рождения А.Г. Ивченко, состоялись на предприятии, которое он основал, и сегодня названное в его честь — ГП «Ивченко-Прогресс», а также в г. Запорожье и его малой родине — г. Большой Токмак Запорожской области.

Справка:

Александр Георгиевич Ивченко — известный украинский ученый-конструктор, создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса, основатель и первый генеральный конструктор Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс», доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой социалистического труда, академик АН УССР. Он родился в городе Большой Токмак Запорожской области 23 ноября 1903 года в семье рабочего. Умер 1 июня 1968 года.

Трудовую деятельность начал в 1920 году учеником литейного дела, затем литейщиком на заводе имени Кирова в г. Большой Токмак. Высшее техническое образование получил в Харьковском механико-машиностроительном институте (сейчас — НТУ «ХПИ»), окончив факультет двигателей внутреннего сгорания в 1935 году.

После работал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на запорожском заводе им. Баранова №29 (теперь АО «Мотор Січ»). Затем был переведен в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей вначале в качестве рядового конструктора, а затем начальника конструкторской бригады.

В 1938 году был назначен ведущим конструктором по двигателю М-89 мощностью 1500 л.с. Двигатель устанавливался на самолеты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Петлякова (Пе-2а). В связи с запуском двигателя М-89 в серийное производство был назначен заместителем начальника серийно-конструкторского бюро и в серийном производстве продолжал работы по усовершенствованию этого двигателя. После эвакуации завода в Сибирь назначается начальником серийно-конструкторского бюро завода №29, а затем заместителем главного конструктора.

Большие работы были проведены Александром Георгиевичем по внедрению в серийное производство двигателя АШ-82ФН, устанавливаемого на самолеты генерального конструктора Лавочкина — а-5 и бомбардировщики Туполева — Ту-2.

В 1945 году Ивченко был назначен начальником ОКБ завода №478 в городе Запорожье, в 1946 году — главным конструктором завода №478, а в 1963 — генеральным конструктором государственного союзного ОКБ №478. При непосредственном участии и под руководством Ивченко за период 1945-1968 была спроектирована и внедрена в народное хозяйство страны авиационная техника самого высокого технического уровня:

— семейство поршневых самолетных двигателей АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых самолетов и самолетов связи По-2, Як-18, Як-20, Ан-14.

— семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22.

— семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, Аи-2МК, АИ-8, Аи-9, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолетах МИ-1, Ми-6, Ми-10 и др.

— семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, Аи-24 для пассажирских, транспортных и десантных самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолета Бе-12.

— первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40.

-многое другое.

Отечественные турбовинтовые самолеты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира.

В 1962 году за научно-исследовательские работы по созданию авиационных двигателей большого ресурса Александру Георгиевичу Ивченко была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1964 году он стал академиком Академии наук УССР. За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники Ивченко был награжден высокими правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени (1944г., 1948г., 1957г.), орденом Красной Звезды (1945 г.), Государственной премией СССР (1948 г.), Ленинской премией (1960 г.), званием Героя Социалистического Труда (1963г.), орденом Ленина (1966 г.).

Александр Георгиевич был крупным украинским ученым-конструктором в области авиационного двигателестроения, создателем целой гаммы оригинальных конструкций отечественных вертолетных и самолетных двигателей; членом Научно-технического Совета при государственном Комитете по авиационной технике при Совете Министров СССР, членом Научно-технического Совета Главного управления гражданского воздушного флота, членом Координационного комитета по авиационной технике; участвовал в рассмотрении Госпроектов, будучи членом постоянной комиссии ГНТК АН УССР по турбинным силовым установкам.