Итоги выездного марафона от ученых ХПИ: Формулы и теоремы— на практике

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

23-25 апреля молодые ученые НТУ «ХПИ» провели трехдневный выездной образовательный марафон «Качественное профильное образование — каждому ребенку» в городе Кропивницком (Кировоградская область). Это — серия разнообразных мастер-классов, опытов, демонстраций по физике, химии, энергетике, электронике, литью, двигателестроению и другим техническим направлениям с использованием STEM-подхода. Участниками таких воркшопов стали более 1000 учеников 9-11 классов и учителей из разных школ города. Завершился трехдневный марафон семинаром-тренингом для учителей Кропивницкого и фестивалем науки для всех желающих.

В течение двух дней, 23-24 апреля, семнадцать преподавателей НТУ «ХПИ» посетили шесть школ г. Кропивницкого, где проводили мастер-классы, опыты и демонстрации по разным техническим направлениям. Участниками были старшеклассники, их учителя, которые принимали активное участие в мероприятиях. Среди интерактивных лекций — «Современные измерительные и контрольно-диагностические приборы», «Интересная электроника», «Технология приготовления безалкогольных газированных напитков», «Познавательная мехатроника», «Захватывающий мир литья», «Двигателестроение: от истории до современных технологий», «Удивительный мир 3D печати», «Physics Is Simple», «Мир полимеров» и другие, а также химические и физические эксперименты, демонстрация работы трансформатора Теслы. Кроме того, представители приемной комиссии Политеха рассказали будущим абитуриентам об особенностях вступительной кампании этого года.

«Наша цель — донести школьникам, что наука — это интересно и совсем не страшно. С помощью STEM-подхода можно доказать, что технические специальности — это не скучно, а физика, химия и другие представленные здесь науки — огромный волшебный мир, который находится вокруг нас.  Мы хотим, чтобы ученики «загорелись» любовью к инженерной профессии», — отметил ответственный секретарь приемной комиссии НТУ «ХПИ» Сергей Петров.

По словам ученицы учебно-воспитательного объединения «Научный лицей» Татьяны Черепановой, такие уроки не только интересные, но и демонстрируют разнообразие профессий: «Мне очень понравилось, ведь это помогает выбрать будущую профессию, уже просматривать какие-либо университеты, институты, у которых очень высокий уровень. И тут есть над чем подумать».

Третий-завершающий день выездных мастер-классов позволил не только школьникам и учителям, но также всем желающим жителям Кропивницкого присоединиться к Фестивалю науки. Мероприятие прошло на базе Экономико-технологического института им. Роберта Эльворти, где ученые ХПИ представили разнообразную лабораторно-экспериментальную STEM-зону. Они проводили химические и физические опыты, мастер-классы, демонстрировали роботов, 3D-принтеры, работу различных устройств, в том числе, работающих с помощью солнечной энергии.

«Это довольно интересно, и я хотела бы, чтобы у нас была такая форма обучения. Мне понравилось все, что здесь презентуют, потому что все легко воспринимается. То, что мы изучаем на уроках с помощью теорем и формул можно увидеть, пощупать самому. Конечно, это круче, чем сидеть за партой и пытаться понять, о чем идет речь. Звуковая локация понравилась больше всего», — рассказала десятиклассница школы № 17 Юлия Рябокова.

«Мы в ХПИ получили партнера, который полностью разделяет наше видение качественного образования в Украине, внедряет новые технологии. Именно STEM-технологии в обучении развивают у студентов способности к исследовательской, аналитической работе, экспериментированию и критическому мышлению», — подчеркнул первый проректор Экономико-технологического института им. Р. Эльворти Игорь Василенко.

Также в этот день, 25 апреля, прошел семинар-тренинг для учителей профильных классов, в частности, естественно-математического направления. Он состоял из научно-популярных лекций, методического семинара, мастер-классов от представителей ХПИ. Цель — передача опыта популяризации естественных наук и инженерно-технических специальностей, проведения научных мероприятий, взаимодействия школ с вузами.

По словам начальника управления образования городского совета города Кропивницкого Ларисы Костенко, основная цель таких мероприятий в том, чтобы дети знали о развитии науки в различных областях. Это также увеличивает заинтересованность учеников в изучении предметов естественно-математического направления.

Справка:

Организаторы мероприятий — Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Экономико-технологический институт им. Роберта Эльворти, Управление образования городского совета города Кропивницкого.

Спикеры НТУ «ХПИ»: доцент кафедры физики Ксения Минакова, зав. кафедрой физического материаловедения для электроники и гелиоэнергетики Роман Зайцев доцент кафедры органического синтеза и нанотехнологий  Валерия Ананьева, старший преподаватель кафедры промышленной и биомедицинской электроники Богдан Стысло, доцент кафедры технологии жиров и продуктов брожения Дмитрий Матюхов, доцент кафедры автоматизированных электромеханических систем Андрей Ткаченко, старший преподаватель кафедры передачи электрической энергии Дмитрий Данильченко, аспирант кафедры литейного производства Юлия Рябец, старший преподаватель кафедры сварки Алена Глушко, аспирант кафедры химической техники и промышленной экологии Оксана Гетта, доцент кафедры компьютерных и радиоэлектронных систем контроля и диагностики Юрий Хомяк, доцент кафедры технологий пластических масс и биологически активных полимеров Владимир Лебедев, старший преподаватель кафедры электрических аппаратов Сергей Выровец, представители Центральной приемной комиссии НТУ «ХПИ» — ответственный секретарь ЦПК, доцент кафедры органического синтеза и нанотехнологий Сергей Петров, его заместители: доцент кафедры украиноведения, культурологии и истории науки Сергей Радогуз, доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания Сергей Белик, доцент кафедры химической техники и промышленной экологии Михаил Васильев.

Аббревиатура STEM расшифровывается как «Science, Technology, Engineering and Mathematics» — наука, технология, инженерия и математика. Эти направления лежат в основе этой методики образования. При этом данные дисциплины изучаются не отдельно, как обычно, а в комплексе. Большое значение имеет практическое применение полученных знаний. Ребенок не просто знакомится с новыми направлениями развития точных наук и инженерии, а учится реализовывать изученное на практике.