STEMCamp for educators в ХПИ: Учителя стали учениками

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В НТУ «Харьковский политехнический институт» завершился осенний сезон интенсивной школы для учителей «STEMCamp for educators». Ее участниками стали около двадцати команд преподавателей естественных наук и их учеников-старшеклассников из шести регионов Украины (Харьковская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Николаевская, Одесская области). В течение пяти дней они осваивали методы проектной работы в стиле hands on science в таких направлениях, как электротехника, экология, химия, физика, энергетика, математика, 3D-моделирование и IT. Кроме того, учителя вместе с учениками разработали собственные проекты, которые представили на закрытии «STEMCamp for educators». Эти проекты они смогут реализовать у себя в школах в рамках проведения STEM-урока.

Участниками первого сезона интенсивной школы «STEMCamp for educators» стали учителя математики, физики, химии и информатики вместе со своими учениками старших классов. В течение пяти дней проекта (28.10 — 01.11) они прошли ряд тренингов — интерактивные лекции, семинары, лабораторные практикумы, воркшопы, приняли участие в исследовательских работах, мастер-классах.

Так, учитель физики и математики Харьковской школы №143 Наталия Солдатенко поделилась своими впечатлениями от участия в «STEMCamp for educators»: «Это, наверное, лучшие курсы повышения квалификации в моей жизни. Столько свежих идей, масса эмоций, очень хороший формат проведения занятий. Дети тоже очень довольны и определились в своем выборе специальности для поступления в вуз», — отметила она.

На закрытии «STEMCamp for educators» команды представили семь собственных проектов, которые разработали для проведения открытого STEM-урока в своих учебных заведениях. Так, за время осенней школы они спроектировали электромотор с регулировкой скорости и изменением направления движения, мобильного робота на радиоуправлении, собрали мальтийский механизм, который преобразует равномерное вращательное движение в прерывистое, научились передавать информацию на расстоянии с помощью лазерного луча, химическим исследованием выяснили, как и за счет чего желтеют листья, а также исследовали качество различных напитков, выяснив их вред и пользу для здоровья, другое.

Учитель химии из поселка Краснореченское (Луганская область) Евгения Дегтяренко вместе со своей командой работала над химическим проектом «Метаморфозы в природе». Она отметила неоценимый опыт в преподавании и сотрудничестве, которые приобрела на занятиях в STEM-школе: «Ивенты школы были очень интересные и материалы, которые нам предоставили, методично насыщенные. Я буду их использовать на своих уроках. Это мне дало развитие, в первую очередь, как учителю химии. Я познакомилась с коллегой из Одессы, и мы учились вместе, в команде, создавать общий проект. Было очень интересно, в какой-то степени, мы побывали учениками. И в результате создали STEM-уроки, которые будем проводить у себя в школах».

Завершилась интенсивная школа для учителей «STEMCamp for educators» научным челленджем, на котором учителя и ученики смогли почувствовать себя настоящими изобретателями. С помощью простых и доступных материалов (микромотора, проводов, светодиодов и вспомогательных — линейки, скрепки, ластика, ножниц, клея, скотча, бумаги, и других) студенты STEMCamp сконструировали генератор электрического тока, который превращает механическую энергию в электрическую.

Кроме того, участники осенней школы занимались в музейно-образовательном комплексе «Software&Computer Museum», который открылся на базе НТУ «ХПИ» в августе 2019 г. Там они узнали историю развития компьютерной техники, сыграли в первые компьютерные игры и познакомились с программным обеспечением для решения математических задач «Maple15».

«Наша гимназия участвует во многих STEM-проектах, но этот проект понравился именно форматом. Я думаю, каникулы были полезными для детей. Благодаря занятиям в этой школе, они еще раз убедились в том, что науки взаимосвязаны. Я, как учитель, почерпнула для себя то, что тоже сделаю такой STEM–урок, проведу уже для своих учеников и привлеку ребят, которые представляют вместе со мной гимназию, чтобы они передали свой опыт другим», — поделилась учитель информатики Южноукраинской гимназии №1 Ирина Патранюк (Николаевская область).

По словам одного из организаторов STEMCamp for educators доцента кафедры истории науки и техники НТУ «ХПИ» Сергея Радогуза планируется следующий сезон школы: «Это пилотный проект осенней школы для учителей, потому что мы уже не первый год проводим подобные образовательные ивенты для школьников, а преподавателей мы пригласили впервые. Это уникальное мероприятие, возможно, даже для всей Украины. И, я думаю, этот проект у нас удался. Поэтому мы уже планируем проводить подобное мероприятие зимой».

Больше фото на странице пресс-службы НТУ «ХПИ» в Facebook.

Справка:

Проект STEMCamp for educators — серия интерактивных мероприятий для учителей естественных наук (математики, физики, химии и информатики), цель которых — обучение STEM-методикам для работы со старшеклассниками в школе. Участники знакомятся с украинскими и зарубежными практиками STEM-образования, расширяют круг коммуникации, реализуют командные STEM-проекты, работают со студентами и молодыми учеными ХПИ. А школьники, которые создадут команды с учителями, погружаются  в студенческую жизнь НТУ «ХПИ», улучшают  понимание различных технических специальностей, чтобы более осознанно  подходить к выбору дальнейшей профессии.

Организаторы STEMCamp for educators — Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», ОО «Объединение молодых ученых НТУ «ХПИ» при поддержке Посольства США в Украине, КУ Высшего образования «Днепровская академия непрерывного образования» Днепропетровского областного совета.

Менторы проекта STEMCamp for educators: доцент кафедры промышленной и биомедицинской электроники Богдан Стысло, старший преподаватель кафедры передачи электрической энергии Дмитрий Данильченко, доцент кафедры автоматизированных электромеханических систем Андрей Ткаченко, доцент кафедры механики сплошных сред и сопротивления материалов Людмила Розова, аспирант Мария Шаповалова (кафедра динамики и прочности машин), старший преподаватель кафедры органического синтеза и нанотехнологий Валерия Ананьева, доцент кафедры физики Ксения Минакова, зав. кафедрой физического материаловедения для электроники и гелиоэнергетики Роман Зайцев, аспирант каф. химической техники и промышленной экологии Оксана Гетта.

Участие в проекте — бесплатное. По завершению обучения все участники получат сертификаты об участии, а учителя — сертификаты повышения квалификации (0,5 ЕКТС) от КУ Высшего образования «Днепровская академия непрерывного образования» Днепропетровского областного совета и НТУ «Харьковский политехнический институт». Это будет после того, как учителя предоставят организаторам и менторам отчеты о проведении в своих школах первых собственных STEM- уроков. 

Аббревиатура STEM расшифровывается как «Science, Technology, Engineering and Mathematics» — наука, технология, инженерия и математика. Такие направления лежат в основе этой методики образования. При этом данные дисциплины изучаются не отдельно, как обычно, а в комплексе. Большое значение имеет практическое применение полученных знаний. Ребенок не просто знакомится с новыми направлениями развития точных наук и инженерии, а учится реализовывать изученное на практике.

Официальная страница STEM-школы в Facebook: http://www.facebook.com/STEMcampschool/