Автомобиле- и тракторостроение

Самородов Вадим Борисович Заведующий кафедрой

Самородов Вадим Борисович

Сайт кафедры

О кафедре

В 1930 году в Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт» (тогда назывался Харьковский механико-технологический институт) создан автотракторный факультет и, при нем, кафедра тракторостроения. С начала 1930 года кафедра создавалась вместе с Харьковским тракторным заводом, развивалась в работах с заводом им. Малышева, ее развитие тесно связано с ХКБМ им. А.А Морозова, причем сам Александр Александрович Морозов до 1972 года лично занимался подготовкой специалистов, выпускаемых кафедрой для бронетанковой отрасли. Основателем кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» по праву считается известный ученый, академик, доктор технических наук, профессор Медведев Михаил Иванович, возглавлявший кафедру с 1930 по 1962г. В последующие годы кафедрой заведовали: проф., К.т.н. Шепеленко М. (С 1962 по 1974), проф., Д.т.н. Коденко М.М. (С 1974 по 1994), проф., К.т.н. Пасхальный В.М. (С 1994 по 2001). С 2001 года и по настоящее время кафедрой руководит проф., Д.т.н. Самородов В.Б.

В последние годы именно ученые НТУ «ХПИ» вместе с инженерами АО «ХТЗ», специалистами АО «УПЭК», первые и пока единственные в Украине активно занимаются созданием тракторов и автомобилей с перспективными бесступенчатыми трансмиссиями. Так в 2015 году, к 85-летнему юбилею кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» НТУ «ХПИ», реализован важнейший совместный с АО «ХТЗ» проект по выведению украинского тракторостроения на мировой уровень. Учеными кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» НТУ «ХПИ» в тесном сотрудничестве со специалистами АО «ХТЗ» впервые на постсоветском пространстве разработаны и собственными силами и средствами АО «ХТЗ» изготовлены двухпоточные бесступенчатые гидрообъемно-механические трансмиссии (ГОМТ-1С) для тракторов с мощностью двигателя в диапазоне 160 — 175 кВт (170 … 240 л.с.). Проведенные заводские стендовые испытания подтвердили функциональность и заложенные в конструкцию бесступенчатых ГОМТ-1С технические показатели. Новая бесступенчатая ГОМТ-1С установлена на трактор ХТЗ-21021 с двигателем Д-260, на котором первостепенное внимание было уделено (январь-март 2015 г.) исследованию торможения машины, как важнейшего фактора безопасности. Работа спроектированной ГОМТ в составе колесного трактора привносит свои особенности в процесс торможения, существенно повышая его эффективность.

По состоянию на 2018 год новая бесступенчатая трансмиссия АО «ХТЗ» показала свою высокую функциональность, отсутствие выхода из строя каких-либо элементов и продолжает проходить испытания в различных технологических режимах в хозяйствах Харьковской области (500 моточасов эксплуатации). Так на культивации производительность трактора ХТЗ-21021 с ГОМТ составляет 4 га / ч, то есть на 9% выше, чем у трактора ХТЗ-17221-09-17 (3,67 га / ч). На дисковании производительность трактора ХТЗ-21021 с ГОМТ составляет 2,53 га / ч, то есть на 22% выше, чем у трактора ХТЗ-17221-09-17 (2,07 га / ч).

С 2004 года на кафедре при поддержке ректората и декана факультета проф. Епифанова В.В. была открыта новая специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Кафедра, имея квалифицированных преподавателей, оснащенную базу лаборатории для автомобилей и тракторов, активно включилась в работу. Благодаря поддержке ректора для улучшения материальной части при подготовке специалистов в направлении «Автомобильный транспорт» в распоряжение кафедры были переданы автомобиль БМВ, джип Форд, приобретенный многофункциональный диагностический комплекс фирмы Бош, предоставлено учебный класс-бокс на улице Веснина. Для обучения и повышения квалификации преподаватели кафедры были направлены в г. Киев в официальное представительство фирмы Бош в Украине.

В последние годы выпускники кафедры по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» пользуются спросом среди представителей автосервисных и автотранспортных предприятий Украины.

Научные направления

  • Структурный и параметрический синтез бесступенчатых гидрообъемно-механических трансмиссий (ГОМТ) автомобилей и тракторов в том числе на основе математического моделирования элементов трансмиссии и системы в целом.
  • Разработка современных логистических методов оптимизации деятельности автотранспортных предприятий.
  • Совершенствование методики теоретического и экспериментального исследований двигателей гусеничных тракторов.
  • Разработка и совершенствование колесных и гусеничных машин для геологоразведки с применением невзрывных источников колебаний.
  • Совершенствование систем подрессоривания и виброзащита основных элементов колесных и гусеничных машин.
  • Разработка и совершенствование систем автоматического регулирования режимами работы самоходных машин.
  • Создание средств диагностики работоспособности водителя транспортного средства для повышения безопасности дорожного движения.

Выпускающие специальности и специализации

  • Отраслевое машиностроение (специализация: 133-01 Автомобили и тракторы)
  • Автомобильный транспорт (специализация: 274-01 Автомобили и автомобильное хозяйство)