Экономическая кибернетика и маркетинговый менеджмент

Заруба Виктор Яковлевич Заведующий кафедрой

Заруба Виктор Яковлевич

Сайт кафедры

О кафедре

Кафедра ЭКММ создана в 1997 году для подготовки специалистов по новым специальностям «Экономическая кибернетика» и «Маркетинг» области знаний «Экономика и предпринимательство». За годы существования по этим специальностями было подготовлено более чем 2500 специалистов по образовательно-квалификационным уровням «специалист» и «магистр», которые успешно работают как в Украине, так и за рубежом.

На кафедре защищено 4 докторских и 14 кандидатских диссертаций. Было выполнено 5 научно-исследовательских работ с госбюджетным финансированием Министерства образования и науки Украины, и 14 прикладных разработок по договорам с предприятиями.

В 2012 — 2015 гг. преподаватели и студенты принимали участие в международном проекте «INNOLAB» программы Евросоюза «TEMPUS». Постоянно осуществляется стажировки студентов за границей в рамках программы мобильности «Erasmus». Сейчас на кафедре работает 3 доктора наук, профессора, 7 кандидатов наук, доцентов. Подготовка специалистов проводится по образовательным программам «Экономическая кибернетика», «Маркетинговый менеджмент», «Цифровая экономика».

Специальность 051 «Экономика», образовательная программа «Экономическая кибернетика»
Сегодня чтобы быть успешным экономистом или менеджером, нужно уметь эффективно применять компьютерные информационные технологии при решении поставленных задач. Профессиональная направленность образовательной программы «Экономическая кибернетика» – информационные системы в экономике и экономико-математическое моделирование с использованием компьютерной техники для анализа бизнес ситуаций и выбора наилучших решений.
Наш выпускник по экономической кибернетики владеет современными средствами анализа и прогнозирования экономических ситуаций, управления экономическими объектами в непостоянных рыночных условиях, способен автоматизировать учет бизнес-процессов, внедрять веб-технологии в управлении экономическими субъектами. Он может с успехом руководить разными функциональными подразделениями предприятия, возглавлять работы по внедрению компьютерных информационных технологий.

Специальность 075 «Маркетинг», образовательная программа «Маркетинговый менеджмент»
Ни одно предприятие не может существовать, если на его продукцию отсутствующий спрос, а именно маркетинг призван спрос выявлять и создавать. Маркетинг, с одной стороны, возлагается в основу менеджмента любой организации в целом, а с другой стороны сам маркетинг представляет собой совокупность большого многообразия видов деятельности, которые нуждаются в общем руководстве. Поэтому образовательная программа «Маркетинг-менеджмент» является наиболее распространенной среди университетов всего мира.
Особенность образовательной программы „ Маркетинг-Менеджмент” в НТУ „ХПИ” состоит в органическом объединении экономики, маркетинга, психологии и информационных технологий. Это позволяет подготовить универсального маркетолога, одновременно способного использовать в своей работе современные информационные технологии. В частности студенты приобретают знания и умения в области технологий PR, брендинга, маркетинговых исследований, планирования маркетинговых мероприятий, разработки веб-сайтов предприятий, визуальной рекламы. Опросы предприятий работодателей показывают, что в наборе именно таких компетентностей выпускников они наиболее заинтересованы.

Специальность 051 «Экономика», образовательная программа «Цифровая экономика»
С 2019 года на кафедре начинается подготовка специалистов по образовательной программой «Цифровая экономика».
Цифровая экономика распространяется на новейшие цифровые технологии (электронные расчеты и транзакции, облачные вычисления, блокчейн, электронное управление), цифровые товары (криптовалюты, видеоигры, онлайн книги, фильмы), технологии интеллектуального анализа данных (Data Mining, Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект), а также на использование этих технологий и товаров в торговле, производстве, финансовых учреждениях, предоставления государственных услуг и т.п.
Цифровая экономика является современным трендом, который возник в результате последней (4-ой) технологической революции. Ее объем в мире оценивается в 4 триллиона долларов. В Украине принятая концепция развития цифровой экономики на 2018-2021 года. Можно ожидать, что именно она будет основным источником роста ВВП Украины, и она будет нуждаться во все большего количества специалистов разного профиля.
Выпускники по образовательной программе «Цифровая экономика» должны владеть современными знаниями как по экономическим наукам, так и по ІТ-технологиям. Программа направлена на формирование у будущих специалистов компетентностей, необходимых для быстрого развития цифровых технологий и их внедрения в бизнесе и государственном управлении для повышения их эффективности, обеспечения постоянного экономического развития страны, рост благополучия населения.

Научные направления

  • методология моделирования социально-экономических процессов;
  • управление рисками предпринимательской деятельности;
  • маркетинг отношений и управление имиджем организации;
  • модели оптимизации маркетинговых решений.

Выпускающие специальности и специализации

  • Специальность 051 «Экономика», специализация «Экономическая кибернетика»
  • Специальность 075 «Маркетинг», специализация «Маркетинговый менеджмент»
  • Специальность 051 «Экономика», специализация «Цифровая экономика»