Обеспечение качества образования

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Система обеспечения качества образовательной деятельности и качества высшего образования Университета состоит из:

  • Концепции развития Университета до 2025 года;
  • системы внутреннего обеспечения качества;
  • системы гарантии качества.

Система внешнего обеспечения качества состоит из:

  • Стандартов высшего образования для каждого уровня высшего образования в пределах каждой специальности в соответствии с Национальной рамкой квалификаций;
  • лицензионных условий осуществления образовательной деятельности учебных заведений;
  • аккредитационных требований проведения образовательной деятельности учебных заведений;
  • требований государственной аттестации по приобретенным компетенциям выпускников;
  • стандартов сотрудничества с работодателями по обеспечению конкурентоспособного уровня подготовки специалистов;
  • мирового и национального рейтингового оценивания деятельности Университета.

Система внутреннего качества предусматривает:

— контроль за:

  • кадровым обеспечением образовательной деятельности;
  • учебно-методическим обеспечением образовательной деятельности;
  • материально-техническим обеспечением образовательной деятельности;
  • качеством проведения учебных занятий;
  • качеством знаний студентов;
  • обеспечением мобильности студентов;

— обеспечение наличия информационных систем для эффективного управления образовательным процессом;

— осуществление мониторинга и периодического пересмотра образовательных программ;

— обеспечение публичности информации об образовательных программах, степени высшего образования и квалификации;

— систему предотвращения академического плагиата в работах соискателей высшего образования.

Законодательно Система менеджмента качества (СМК) – это совокупность систематически осуществляемых видов деятельности Университета, направленных на создание организационных, технических, экономических и социальных условий, гарантирующих надлежащий уровень и стабильность качества образовательной деятельности.

Основой внедрения и функционирования СМК является стандарт ISO 9001: 2015 «Система управления качеством. Требования». Им определены требования, которым должна соответствовать система качества, чтобы гарантировать постоянное соответствие результатов образовательной деятельности требованиям заказчика.

Система управления качеством регламентирует деятельность всех сотрудников Университета, которые влияют на качество конечного результата и на удовлетворенность потребителей (заказчиков).

Согласно Закону Украины «О высшем образовании» система внутреннего обеспечения качества Университета предусматривает осуществление таких процедур и мероприятий:

— определение принципов и процедур обеспечения качества высшего образования;

— осуществление мониторинга и периодического пересмотра образовательных программ;

— ежегодное оценивание соискателей высшего образования, педагогических работников и регулярное обнародование результатов таких оценок на официальном сайте, на информационных стендах и тому подобное;

— обеспечение повышения квалификации педагогических работников;

— обеспечение наличия необходимых ресурсов для организации образовательного процесса, в том числе самостоятельной работы студентов по каждой образовательной программе;

— обеспечение наличия информационных систем для эффективного управления образовательным процессом;

— обеспечение публичности информации об образовательных программах, степени высшего образования и квалификации и тому подобное.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА

 1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ И ПРОЦЕДУР ОБЕСПЕЧЕНИЯКАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 1.1. Принципы системы управления качеством высшего образования в НТУ «ХПИ»

Деятельность Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (далее – Университет), его подразделений и служб осуществляется в соответствии с законами Украины и другими нормативно-правовыми актами в сфере образования, Положением об обеспечении качества образовательной деятельности и качества высшего образования в НТУ «ХПИ», которое разработано в соответствии с требованиями Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 № 1556-VII (статья 16. Система обеспечения качества высшего образования). Система управления качеством высшего образования НТУ «ХПИ» соответствует принципам стандарта ДСТУ ISO 9001: 2015 и обеспечивает реализацию основных задач, а именно: планирование, обеспечение и подтверждение качества.

Главная цель Университета заключается в создании устойчивого доверия к Университету со стороны общества и работодателей как поставщика высокообразованных и высокопрофессиональных кадров для промышленности и общества, которые соответствуют лучшим международным требованиям и обладают высоким уровнем качества полученных знаний.

В основе системы управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ДСТУ ISO 9001: 2015 лежат восемь принципов, которым руководство Университета следует для оптимизации деятельности вуза.

Принцип 1. Ориентация на потребителя

Результаты и стабильная деятельность вузов, прежде всего, зависят от потребителей его образовательных услуг. Поэтому руководство Университета, анализируя текущие и будущие потребности потребителей образовательных услуг, удовлетворяет в полном объеме эти требования, превосходя их ожидания. С этой целью Университета систематически проводит маркетинговые исследования рынка труда, а также мониторинг и прогнозирование будущих требований к качеству предоставления образовательных услуг.

Принцип 2. Лидерство

Руководство Университета занимает ведущую позицию лидера по всем направлениям деятельности Университета: устанавливает цели и обеспечивает единство коллектива в их достижениях на всех уровнях, осуществляет поддержку и управление, а также берет на себя ответственность за оптимизацию и системное совершенствование руководящих и вспомогательных процессов Университета.

Принцип 3. Заинтересованность персонала

Сотрудники НТУ «ХПИ» составляют основу Университета. Руководители Университета и его структурных подразделений способствуют созданию и поддержанию оптимальной социально-экономической среды и психологического климата в коллективе, которые способствуют реализации творческого и научно-исследовательского потенциала сотрудников, направляя его на выполнение основных задач Университета.

Принцип 4. Процессный подход

Любая деятельность в Университете, что имеет свои «входы» и «выходы» и использует определенные ресурсы (ДСТУ ISO 9001: 2015), рассматривается как процесс. Такой подход позволяет наиболее эффективно достичь желаемых результатов деятельности.

Принцип 5. Системный подход к управлению

Рассматривая любую деятельность как процесс и учитывая то, что «выход» одного процесса является «входом» для одного или нескольких других процессов, управление взаимосвязанными процессами в Университете осуществляется как управление системой. Такой подход способствует результативному и эффективному достижению целей в области качества образовательной деятельности Университета.

Принцип 6. Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности НТУ «ХПИ» является главной целью каждого сотрудника Университета и базируется на предупреждающих и корректирующих действиях (повышении и оценке результативности).

Принцип 7. Принятие решений на основе фактов

Все решения в Университете принимаются на основании анализа функционирования системы менеджмента качества высшего образования, что позволяет повысить результативность и эффективность принимаемых решений.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Учитывая, что Университет и поставщики взаимозависимы, руководство вуза проводит политику взаимовыгодных отношений с поставщиками, повышает способность обеих сторон создавать материальные и духовные ценности общества.

 1.2. Характеристика действующей системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете

Система внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете является составной частью системы обеспечения качества высшего образования в Украине и содержит две подсистемы:

— обеспечение и мониторинг качества высшего образования в Университете;

— обеспечение и мониторинг качества образовательной деятельности Университета.

Подсистема обеспечения и мониторинга качества высшего образования направлена на оценку результатов обучения соискателей высшего образования путем постепенного перехода к прозрачным методикам оценки и применения многобалльных комплексных рейтинговых шкал, а также дифференцированных подходов к оценке результатов обучения соискателей высшего образования.

Подсистема обеспечения и мониторинга качества образовательной деятельности Университета содержит следующие мероприятия:

— проведение внутренних аудитов качества деятельности структурных подразделений Университета, которые обеспечивают функционирование образовательного процесса;

— установление обратной связи с участниками образовательного процесса (опрос соискателей высшего образования, профессорско-преподавательского состава, сотрудников Университета);

— поддержка системы рейтинговой оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов Университета;

— содействие и контроль повышения квалификации сотрудников Университета;

— содействие повышению педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, сотрудников Университета путем организации различных семинаров (психолого-педагогического цикла для молодых преподавателей, изучение иностранных языков и т.д.), Академических чтений, конференций, круглых столов и форумов;

— обеспечение доступности информации о результатах деятельности Университета на сайте НТУ «ХПИ»;

— постоянная оптимизация работы информационной системы Университета для поддержки современной информационно-образовательной среды;

— проведение мероприятий по выявлению и предотвращению академическом плагиата.

 1.3. Стратегические цели и задачи совершенствования системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в НТУ «ХПИ»

В соответствии с политикой Университета по качеству основными стратегическими целями системы внутреннего обеспечения качества высшего образования являются:

— обеспечение разработки качественных образовательных программ в соответствии с национальными и международными образовательными стандартами, нацеленными на подготовку специалистов с соответствующими компетенциями, с учетом широкого спектра образовательных потребностей соискателей высшего образования и работодателей;

— обеспечение качества образовательной деятельности Университета путем соблюдения установленных норм и процедур при поддержке и ответственности всех участников образовательного процесса.

Задачами системы внутреннего обеспечения качества высшего образования являются:

— Обновление нормативно-правовой и методической базы обеспечения качества высшего образования и образовательной деятельности в Университете;

— системный мониторинг содержания высшего образования;

— контроль за реализацией образовательного процесса и научной деятельности;

— проведение мониторинга технологий обучения, ресурсного потенциала Университета и управления ресурсами и процессами;

— мониторинг и оптимизация состояния социально-психологической среды Университета;

— контроль состояния прозрачности образовательной деятельности и обнародования информации о ее результатах;

— разработка рекомендаций по улучшению качества образовательной деятельности и качества высшего образования, их внедрение, осуществление стратегического планирования деятельности Университета и другое.

Задача системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете соответствует целям и концепции процедур внешней оценки качества высшего образования в Украине.

1.4. Структура оперативного управления качеством высшего образования в НТУ «ХПИ»

Планирование и оперативное управление качеством высшего образования в Университете осуществляется на основе реализации принципов процессного подхода. В основе эффективного управления ресурсами лежит процессная модель, где на операционном уровне существует временная мобилизация необходимых ресурсов в соответствии с технологиями обучения, которые определены в учебно-методической документации, с учетом основополагающего принципа деятельности организации в соответствии с ДСТУ ISO 9001: 2015 – ориентации на потребителя.

Реализация процессного подхода предусматривает:

— применение системы процессов (определение, идентификация процессов и их взаимодействие, описание процессов и документированных информаций);

— менеджмент процессов (согласно с циклом Е. Деминга: планирование, обеспечение, управление и улучшение качества процесса).

Рисунок – Функциональная структура управления системы менеджмента качества высшего образования в НТУ «ХПИ»

1.5. Перечень процессов системы менеджмента качества высшего образования в НТУ «ХПИ»

Основными этапами построения процессной модели системы менеджмента качества высшего образования НТУ «ХПИ» являются: выделение, идентификация и классификация процессов.

Руководящими процессами являются процессы непрерывного обмена информацией между его субъектами и объектами образовательного процесса с целью взаимного влияния для выполнения функций планирования, организации, контроля и мотивации к обеспечению качества высшего образования.

Основными процессами (процессами жизненного цикла подготовки специалистов) являются процессы, путем которых реализуются основные функции и Миссия Университета.

Процессами обеспечения являются такие процессы, которые формируют условия для функционирования процессов основного жизненного цикла Университета.

Процессами измерения, анализа и улучшения являются процессы определения и управления мероприятиями, направленными на улучшение качества высшего образования в вузах. Это улучшение может приводить к изменениям в структуре продуктов и процессов, или даже в системе менеджмента качества высшего образования. Руководство Университета должно неизменно стремиться к повышению эффективности и результативности выполняемых в Университете действий, выявлять возможности их оптимизации, не дожидаясь возникновения проблем.

1.6. Организация системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете

Организация внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете осуществляется на следующих уровнях: первый – соискатели высшего образования; второй – кафедра (руководители (гаранты) образовательных программ, преподаватели, уполномоченные по качеству, кураторы академических групп); третий – факультеты (деканы, заместители деканов, методические комиссии и ученые советы факультетов); четвертый уровень – ректорат, отдел обеспечения качества образовательной деятельности, Ученый совет и Совет по качеству Университета; пятый – Наблюдательный совет Университета.

На первом уровне организации системы внутреннего обеспечения качества высшего образования Университета осуществляются социологические опросы соискателей высшего образования.

Второй уровень организации системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете осуществляется преподавателями кафедры при непосредственном руководстве гаранта образовательной программы и заведующего кафедрой.

Третий уровень организации системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете реализуется на факультете под непосредственным руководством декана.

На четвертом уровне системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университета ректоратом, структурными подразделениями Университета, отделом обеспечения качества образовательной деятельности и Советом по качеству Университета осуществляются процедуры и меры, которые свидетельствуют о соблюдении требований к обеспечению качества высшего образования.

На пятом уровне системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в НТУ «ХПИ» деятельность Наблюдательного совета, Совета по качеству Университета, отдела обеспечения качества образовательной деятельности направлена на постоянное улучшение способности Университета выполнять требования всех заинтересованных сторон к качеству высшего образования на основе результатов изучения удовлетворенности его качеством выпускников вуза и работодателей.

1.7. Принципы, методы и критерии оценки качества высшего образования в НТУ «ХПИ»

Принципы и методы измерения, оценки и мониторинга качества высшего образования в НТУ «ХПИ»:

— выявление и описание скрытых (латентных) переменных, характеризующих качество и успешность обучения и доступных непосредственному контролю индикаторов;

— выбор квалиметрических шкал измерения информационных переменных и шкал описания критериев;

— построение комплекса метрических моделей с использованием методов многомерного рейтингового оценивания;

— количественная оценка качества обучения на основе методов оценки латентных переменных с использованием контролируемых индикаторов.

Критерии оценки качества образования определяются на основе:

— Миссии, стратегического плана развития и Политики по качеству высшего образования НТУ «ХПИ»;

— законодательных требований к оценке качества образования (требования Государственных образовательных стандартов по направлениям и специальностям, требования, предъявляемые при лицензировании и аккредитации, международные требования к аккредитации образовательных программ);

— образовательных стандартов НТУ «ХПИ» (квалификация профессорско-преподавательского состава, содержание образовательных программ, технология образовательного процесса, технология контроля знаний; ресурсное обеспечение);

— анализа требований потребителей к уровню подготовки и компетентности выпускников (результаты анкетирования студентов, выпускников и представителей организаций-работодателей).

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА И ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПЕРЕСМОТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 Законом Украины «О высшем образовании» предусматривается в рамках системы внутреннего обеспечения качества образовательной деятельности Университета и качества высшего образования осуществлять мониторинг и периодический пересмотр образовательных программ и обеспечивать открытость информации о них. Университет на добровольных началах организует процедуру оценивания образовательных программ независимыми учреждениями.

Разработки, утверждения, периодический просмотр и мониторинг образовательных программ осуществляется в соответствии с Положением об организации образовательного процесса в НТУ «ХПИ» и методическими рекомендациями, утвержденными Методическим советом Университета.

Повышение качества образовательных программ – это постоянные усилия, направленные на совершенствование качества разработки этих программ, их внедрение и исполнение.

Ответственность за полноту и своевременность разработки образовательной программы возлагается на председателя Научно-методической комиссии (НМК) по специальности, а образовательной программы по специализации – на заведующего соответствующей кафедры. Председатель НМК по специальности обеспечивает полноту и взаимосвязь структурных компонентов образовательной программы. Наиболее простым но эффективным вариантом согласования, обсуждения является проведение заседаний в составе научно-методических комиссий.

3. ЕЖЕГОДНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ СОИСКАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НТУ «ХПИ» И РЕГУЛЯРНОЕ ОБНАРОДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАКИХ ОЦЕНОК НА ОФИЦИАЛЬНОМ ВЕБ-САЙТЕ

 3.1. Система оценивания знаний студентов

Оценивания знаний студентов осуществляется в соответствии с «Положением об организации образовательного процесса НТУ «ХПИ».

Система оценивания знаний соискателей высшего образования включает следующие виды контроля: текущий, итоговый и выпускную аттестацию.

Формы проведения и критерии оценки текущего и итогового контроля определяются в рабочей программе и рейтинговой системе оценивания результатов обучения. Рекомендации по разработке рейтинговых систем оценки представлены в Положении рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов НТУ «ХПИ».

Рекомендации по аттестации выпускников Университета предоставлены в Положении об экзаменационной комиссию НТУ «ХПИ».

Обнародование результатов рейтинга студентов осуществляется регулярно на официальном сайте Университета.

3.2. Оценивания достижений научно-педагогических работников

Оценивания достижений научно-педагогических работников осуществляется по шкале рейтинговых оценок в соответствии с Положением о рейтинговой оценке преподавателей, кафедр и факультетов НТУ «ХПИ».

Обнародование результатов рейтингов осуществляется регулярно раз в год на официальном сайте Университета.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Повышение квалификации научно-педагогических работников – это целенаправленное непрерывное совершенствование профессиональных компетенций и педагогического мастерства, необходимых для освоения задач, которые способствуют повышению качества управленческой, учебной, методической, научной, инновационной, творческой и воспитательной деятельности Университета.

Научно-педагогические работники Университета повышают квалификацию в соответствии с Положением о повышении квалификации научно-педагогических работников НТУ «ХПИ» (Одобрено Ученым советом Университета. Протокол № 5 от 30.05.2014 гг.) в высших учебных заведениях, соответствующих научных, образовательно-научных учреждениях и организациях как в Украине, так и за ее пределами один раз в 5 лет.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛИЧИЯ НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, В ТОМ ЧИСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ЗА КАЖДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ

5.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Обеспечение необходимыми ресурсами образовательного процесса и поддержки соискателей высшего образования в Университете соответствует лицензионным и аккредитационным требованиям.

Материально-техническая база Университета приспособлена для подготовки специалистов. Образовательный процесс осуществляется в учебных корпусах, лабораториях, на базах практик, в учебно-спортивном комплексе.

В соответствии с технологическими требованиями по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности в сфере высшего образования, образовательный процесс в Университете обеспечен лабораториями, полигонами, оборудованием, необходимыми для выполнения учебных планов.

5.2. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

Научно-методическое обеспечение включает:

— государственные стандарты образования;

— учебные планы;

— Учебные программы по всем нормативных и выборочных учебных дисциплин;

— программы учебной, производственной и других видов практик;

— учебники и учебные пособия;

— инструктивно-методические материалы к семинарским, практических и лабораторным занятиям;

— индивидуальные семестровые задания для самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам;

— контрольные задания к семинарским, практических и лабораторным занятиям;

— контрольные работы по учебным дисциплинам для проверки уровня усвоения студентами учебного материала;

— методические материалы для студентов по вопросам самостоятельной работы над профессиональной литературой, написания курсовых работ и дипломных проектов (работ).

 5.3. Информационное обеспечение образовательной деятельности

Информационное обеспечение образовательной деятельности в сфере высшего образования соответствует технологическим требованиям к лицензионным условиям по этому виду деятельности.

Научная библиотека использует специализированные программные продукты, автоматизирующие деятельность библиотеки (индивидуальные сервисы, электронный формуляр, обслуживание отделенных пользователей), обеспечивают формирование собственных электронных ресурсов с дифференцированным доступом к ним, обеспечивают интеграцию данных к внутренним системам Университета и внешним информационным системам.

В Университете есть официальный сайт, на котором размещена основная информация о его деятельности, а также электронный ресурс, который содержит учебно-методические материалы по дисциплинам учебных планов, в том числе в системе дистанционного обучения.

Оценка уровня обеспечения ресурсами образовательного процесса и поддержки соискателей высшего образования осуществляется путем социологических опросов студентов и студенческого мониторинга образовательного процесса, проведения ежегодного анализа соответствующими структурами.

 5.4. Контроль за качеством самостоятельной работы студентов

Для обеспечения высокого качества подготовки специалистов в Университете самостоятельная работа студентов дневной формы обучения организуется и координируется научно-педагогическими работниками, которые отвечают за преподавание дисциплин.

Контроль обеспечения наличия необходимых ресурсов для организации самостоятельной работы студентов осуществляют деканы факультетов, учебный и методический отделы.

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛИЧИИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

 Эффективному управлению качеством образовательной деятельности в Университете способствуют электронная система сбора и анализа информации и система электронного документооборота.

Составляющими системы сбора и анализа информации являются базы данных по основным направлениям деятельности Университета:

— формирование контингента соискателей высшего образования и организация образовательного процесса;

— кадровое обеспечение образовательной и научной деятельности;

— научно-исследовательская деятельность;

— ресурсное обеспечение образовательного процесса и научно-исследовательской работы;

— формирование информационного сегмента для обеспечения издательской деятельности (автоматизация издательской деятельности).

Система электронного документооборота предусматривает наличие университетского стандарта документооборота, подсистемы електронной подписи, шаблонов электронных документов и системы их редактирования, программного обеспечения электронного документооборота.

Информационные системы позволяют обеспечить мониторинг качества деятельности Университета и принятия эффективных управленческих решений по улучшению.

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУБЛИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНСТИТУТЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ, СТЕПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ

Публичность информации о деятельности Университета обеспечивается согласно приказу Министерства образования и науки Украины от 19.02.2015 г. № 166 «Некоторые вопросы обнародования информации о деятельности высших учебных заведений».

В Университете есть официальный сайт, содержащий основную информацию о его деятельности (структура, лицензии и сертификаты об аккредитации, образовательная, образовательно-научная, издательская, аттестационная (научных кадров) деятельность, учебные и научные структурные подразделения и их состав, перечень учебных дисциплин, правила приема, контактная информация).

Информация, подлежащая раскрытию на официальном сайте Университета и факультетов, систематически обновляется.

8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЛАГИАТА В ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СОИСКАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мероприятия по предупреждению и выявлению академического плагиата осуществляются в соответствии с Положением о системе предупреждения и выявления академического плагиата в выпускных квалификационных работах соискателей высшего образования НТУ «ХПИ».

Система предупреждения и выявления академического плагиата направлена на предотвращение и выявление таких разновидностей плагиата:

— копирование и обнародование выполненной другим автором работы как своей;

— дословное копирование фрагментов текста (от фразы к набору предложений) чужой работы в свою без надлежащего оформления цитирования;

— внесение незначительных поправок в скопированный материал (переформулирование предложений, изменение порядка слов в них и т.п.) без надлежащего оформления цитирования;

— парафраз – пересказ своими словами чужих мыслей, идей или текста; сущность парафразы состоит в замене слов (знаков), фразеологических оборотов или предложений при использовании любой авторской научной работы (сохраненной на электронных или бумажных носителях, в том числе – размещенной в сети Интернет).

Для поддержки проверки выпускных квалификационных работ соискателей высшего образования на наличие академического плагиата на официальном сайте Университета размещается информация об автоматизированной системе проверки на наличие заимствований в научных трудах, которая используется в Университете.

Ответственность за обнаружение академического плагиата в выпускных квалификационных работах соискателей высшего образования несут: соискатель – автор работы, руководитель выпускной квалификационной работы и заведующий выпускающей кафедры.