Киностудия «ХПИ-фильм»

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

А большинство, где бы они ни жили и чем бы ни занимались, просто хранят в душе яркий и теплый огонь любви к студии и друг к другу. Да и в чем эта грань между любительством и профессионализмом? На заре кинематографа этого разделения вообще не было… Зарождались традиции… Наверное, самая замечательная – встреча на студии Нового Года в ночь с 1 на 2 января. Вот где было пиршество талантов, придумок, остроумия. И параллельно с киностудией, с этой «легкостью бытия», живет и работает кинолаборатория, которой тоже заведует А.М.Фаустов, где снимают документальные фильмы самой разной тематики, прежде всего о жизни и событиях в ХПИ, сюжеты о мероприятиях района, города, страны – и научно-популярные фильмы, чтобы насыщать процесс обучения. Вместе со студентами-студийцами создавались и игровые фильмы, и мульты. Мультфильм «Новый маршрут» с успехом был показан по Центральному телевидению, он и сейчас популярен. Снимали публицистику, репортажи. В мастерской студии соорудили трюк-машину, на которой уже в те времена делали спецэффекты (не случайно наш студиец Е.Мамут, уехав в США, «пробился» в Голливуд и впоследствии за спецэффекты в фильме «Хищник» со Шварценеггером в главной роли – получил «Оскара»). Студия любительская, а фильмы производила на профессиональной пленке 35мм, — весь процесс, включая съемку, проявку, монтаж, работу с негативом и позитивом, копировку, тиражирование.

Вообще, рассказ о Киностудии постоянно сопровождается термином «впервые». В 1974г. Киностудия становится Народной. Всего любительской киностудией было снято около 120 кинофильмов (на пленке). Особенность всех документальных фильмов киностудии – глубокое и точное понимание темы и оригинальные средства ее выражения. О чем бы ни были эти фильмы: о кафедрах ХПИ, о медицине – фильм «Первая студенческая», о хлебе – «Три раза в день и чаще», о войне – «Командный пункт маршала Конева», фильмы самой разнообразной тематики. К 100-летию ХПИ киностудия выпускает цветной фильм «Дорога познания», охватывающий всю историю нашего института. И снимает кинолетопись современного ХПИ: «Наш политехнический», «Политехнический: годы, события, люди…» и многие другие. Съемки документального фильма «Ответственные лица, или игра в кошки-мышки» были похожи на детектив. Участвовали почти все сотрудники киностудии: В.Малинов, А.Ярмолюк, В.Столбовой, Л.Галкин, П.Имшенецкий. Автор и режиссер – А.Фаустов. Вначале чудом успели снять, как горел театр Русской драмы (поджигали не мы…). Потом съемки в филармонии, в детской больнице, на разных предприятиях. Применили «скрытую» камеру – эффект был шокирующий, – разница в ответах «на камеру и без…» превращала ситуацию в трагифарс. Было снято много интересного материала, Фаустов написал точный дикторский текст, глубокий и ироничный, и сам выступил в роли диктора. Партийные власти города и области запретили этот фильм, но пожарные тайно «крутили» его по всему Союзу. В годы перестройки фильм получил главный приз на одном из фестивалей любительского кино. Самые яркие игровые фильмы 70-х: капустники о нашей студийной жизни, пародии на занятия, на отношения «стариков» из первых наборов к молодежи, – «Руки прочь», «Некролог», «Крайний», замечательное «Учебное пособие», в котором искрометно играют ребята: Саша Голубчик, Сережа Перетяченко и Рома Пятковка. Игровой фильм «Сицилианская защита», поставленный А.Фаустовым по рассказу «Интеллигентные люди» (оператор Ю.Бродский) – извечный треугольник отношений, в главной роли В.Антонов, впоследствии ставший профессиональным актером. А «Показывайте, нам интересно» – это сплошной сюрреализм и парадоксы! Вместе со студийцами в нескольких ролях снялись ребята — участники Юморин из ДС, — во главе с разносторонне талантливым Сашей Ивановым, который пришел на студию к А.Фаустову с идеей этого фильма. В эти же годы: 70-80е, снимаются мультфильмы, оригинальные по форме и содержанию: «Новый маршрут», «Арлекино», «Возвращение» – очень талантливый художник Ира Борисова, режиссура А.Фаустова, А.Голубчика, других студийцев. В конце 80х гг. – новое поколение студийцев, интересных, ищущих, думающих и снимающих, в т.ч. своеобразные мульты: Олег Минц, Андрей Петров – «Мираж», Игорь Гершингорин – «Бумеранг», которые, как и мультфильмы Борисовой, как многие фильмы киностудии, игровые и документальные, получают множество призов на фестивалях и конкурсах, местных, республиканских, Всесоюзных и зарубежных. В 1973г. киностудия создает стереомультфильм «Ванька-встанька», затем прорыв в электронной мультипликации (впервые в Союзе) фильм «Рисует ЭВМ. Азбучная истина» – все это изобретательный инженер, оператор Е.Мамут и талантливый художник И.Борисова, оба – сотрудники киностудии. Студиец, сотрудник киностудии А.Голубчик снимает игровой фильм «Спасатель», фильм о Дворце студентов «Увлеченность», режиссирует мульфильмы. В 1976г. на студию пришли талантливые Саша Дунаевский, Саша Голубчик, Сережа Перетяченко. А чуть раньше на студии появились симпатичные и способные Ира Куринная, Таня Денежкина и Люда Юдина, которая вскоре превратилась в Перетяченко, позже она стала сотрудником киностудии. Случайность это или закономерность, но именно наши студийные пары больше других студийцев продолжили свою жизнь в искусстве и после студии. Несколько примеров: Виталий Финкель и Лара Рябцева, Игорь Горбатенко и Мила Чернецкая, Боря Шустерман и Оля Борисова. И самая знаменитая пара – Евгений Мамут и Ира Борисова. Менялись технологии – и киностудия преображалась. В «лихие» 90-е, когда многое рушилось, не выжили и любительские студии нашего города (как оказалось – и всей страны). Только наша Киностудия выстояла – благодаря таланту и энергии Фаустова, – и при поддержке ректора Ю.Т. Костенко. Для студии приобрели видеоаппаратуру, Фаустов начал переучиваться и обучать сотрудников, тогда же впервые – будучи руководителем, режиссером, сценаристом и учителем студентов, – он начал снимать как оператор. В эти годы создано очень много интересных документальных фильмов, презентационных клипов, информационных роликов. «Welcome!», «Eindrucke», «Игра.Игровое проектирование», «Дневник фестиваля», «Спорткомплекс ХПИ», и многие другие фильмы о жизни нашего Политеха. Фильм «Eindrucke» («Впечатления») – о совместных украинско-австрийских курсах в рамках сотрудничества НТУ «ХПИ» и Клагенфуртского университета (Австрия), — способствовал тому, что эти курсы стали постоянными. Пришли цифровые технологии, компьютеры. Студия вновь на передовых рубежах – конечно, Фаустов, конечно, «выбивал», убеждал, доказывал, — и ректор Л.Л.Товажнянский разрешил приобрести для студии компьютер и цифровую камеру, затем еще один компъютер и камеру. И вновь Аркадий Фаустов учится, в т.ч. у своего ученика-студийца Сергея Березки. Сергей закончил тот же факультет, что и Фаустов – электроэнергетический, — работает в Политехе, недавно защитил диссертацию. Фильмы студии были прекрасной визитной карточкой Политеха, в т.ч. при поездках заграницу (Фаустову рассказывали ректор и проректоры, как наши фильмы оказывались главным аргументом при ведении переговоров, в т.ч. — о привлечении в ХПИ иностранных студентов). Фильмы стали отличным подарком при приеме гостей в стенах Политеха – для руководства страны, представителей министерства образования, коллег из наших и зарубежных вузов, обладателей звания «Почетный доктор» и многих других. Появились новые технические возможности, но фильм как художественное произведение – это прежде всего творчество, талант, человек!