Творчество и создание новых решений — об IT подготовке в ХПИ

Руководители IT-факультетов НТУ «ХПИ» приняли участие в вебинаре «Современные технологии и трендовые направления в IT. Нужно ли айтишникам высшее образование?». Вместе с представителями этой отрасли они обсудили тренды развития технологий на ближайшие 10 лет, рассказали, какими навыками должны обладать специалисты и почему именно фундаментальная подготовка — залог развития и получения актуальных знаний. Кроме того, политехники раскрыли «секреты» подготовки специалистов для различных направлений IT-сферы в ХПИ.  

Спикерами от Харьковского Политеха были: декан факультета компьютерных наук и программной инженерии Максим Малько, декан факультета компьютерных и информационных технологий Максим Главчев, директор Учебно-научного инженерно-физического института Алексей Ларин.

В ходе вебинара участники обсуждали основные тенденции развития трех направлений в IT: Software (программного обеспечения), Hardware (аппаратного обеспечения, устройств), AI/ML (Artificial Intelligence — искусственного интеллекта, Machine Learning — машинного обучения) — технологических практик по созданию программ, приближенных к интеллекту человека.

По словам экспертов, среди трендов развития отрасли — миниатюризация устройств, создание более технологичных программных продуктов, а также появление большего количества данных, которые нужно будет анализировать, хранить, обрабатывать и т.д., реализовывать новые инженерные задачи. Как результат — растущий спрос на квалифицированных специалистов, которые смогут решать сложные инженерные задачи.

«Когда мы говорим, что человек собирается быть программистом, то представляем себе человека, который что-то «кодит».  Между тем, все эксперты сегодня постоянно акцентируют внимание на процессах разработки технологий, построении алгоритмов. Жизненный цикл любого изделия проходит определенные стадии, и программные продукты точно такие же — от идеи, проектирования, разработки, реализации (кодирования), тестирования (проверки) и до утилизации. По большому счету, задача человека, который собирается этим заниматься и быть специалистом, — постигнуть все эти аспекты, а не какой-то один.  Это огромная такая махина, разнообразная и очень интересная. И в ней не только «кодинг», а творчество и создание новых решений», — отметил директор Учебно-научного инженерно-физического института ХПИ Алексей Ларин. К примеру, в таком перспективном направлении, как Data Science (анализ данных), нужны будут Data-инженеры, задача которых — поработать с данными, подготовить их к дальнейшему анализу, поэтому важно, чтобы человек не просто знал, что такое базы данных, но и предметную область.

Алексей Ларин также обратил внимание экспертов и зрителей вебинара на то, что формат работы будущего — проектный: «Это значит, что будет происходить реализация идеи, причем в законченном промежутке времени, а после — переход в новый проект. Для этого человек должен постоянно учиться, доучиваться, открывать новые предметные области и технологии, ведь он работал в проекте с одной технологией, а потом приходит в другой — и тут нужно что-то иное. Вся изюминка в том, что, с одной стороны, невозможно приобрести абсолютно актуальные знания навсегда. С другой стороны — не получив фундамент, который вечен последние 200 лет, человек не в состоянии осваивать современные знания».

Среди тем для обсуждения был вопрос, когда и с чего лучше начать заниматься IT сферой. По словам декана факультета компьютерных наук и программной инженерии ХПИ Максима Малько, айтишные направления требуют начальных базовых знаний: «Действительно, знаний нужно много — много математики, надо внимательно относиться к программированию, и к расширению своего кругозора. Также важно понимать, где интересующая тебя предметная область, на чем ты хочешь сосредоточиться».

В свою очередь, декан факультета компьютерных и информационных технологий ХПИ Максим Главчев отметил, что самое главное для того, чтобы стать хорошим специалистом — мотивация: «У нас были ребята, которые приходили практически с нулевыми знаниями в области IT. И, тем не менее, они спокойно хватали с нуля и поднимались до высот, главное — чтобы у человека была мотивация».

Также представители ХПИ рассказали по каким направлениям готовят специалистов. «В нашем университете реализован, наверное, весь спектр возможностей, которые связаны с IT-технологиями», — сказал декан факультета компьютерных наук и программной инженерии ХПИ Максим Малько. Специальности, которые предлагают айтишные факультеты, охватывают разнообразные направления hardware и software: от современного программирования компьютерных игр, создания визуальных эффектов, разработки программ, систем искусственного интеллекта — до кибербезопасности, интеллектуального анализа данных, прикладной компьютерной инженерии и др.

Директор Учебно-научного инженерно-физического института ХПИ Алексей Ларин отметил, что физико-математическая подготовка, которую преподают студентам, проникает и в айти индустрию: «Мы «накачиваем» наших студентов очень серьезной математикой, ее прикладными аспектами, связанными с механикой. И общая тенденция, которую мы выстраиваем, — так называемый data driven engineering или data driven mechanics — как с помощью интеллектуального анализа данных в конкретных инженерных решениях делать и моделировать всевозможные явления — начиная от зданий и конструкций — до турбин. Это невероятно востребовано в Европе».

Видео можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=m8KT-NRxp58&t=464s

http://www.youtube.com/watch?v=m8KT-NRxp58&t=464s

 

Справка:

Организаторы мероприятия «Современные технологии и трендовые направления в IT. Нужно ли айтишникам высшее образование?» — KHARKIV IT CLUSTER и НТУ «ХПИ».

Факультет компьютерных и информационных технологий предлагает такие специальности: 123 «Компьютерная инженерия» (современное программирование, мобильные устройства, компьютерные игры), 123 «Компьютерная инженерия» (прикладная компьютерная инженерия), 125 «Кибербезопасность», 151 «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии», 152 «Метрология и информационно-измерительная техника», 172 «Телекоммуникации и радиотехника».

Факультет компьютерных наук и программной инженерии предлагает такие специальности: 113 «Прикладная математика» (интеллектуальный анализ данных), 121 «Инженерия программного обеспечения» (инженерия программного обеспечения (инновационный кампус), 122 «Компьютерные науки», 124 «Системный анализ» (системный анализ и управления), 126 «Информационные системы и технологии» (программное обеспечение информационных систем (инновационный кампус), 186 «Издательство и полиграфия» (информационные технологии в медиаиндустрии).

Учебно-научный инженерно-физический институт предлагает такие специальности: 105 «Прикладная физика и наноматериалы» (прикладная физика и наноматериалы для энергетики, медицины, радиоэлектроники и телекоммуникаций), 113 «Прикладная математика» (математическое и компьютерное моделирование), 122 «Компьютерные науки» (моделирование, проектирование и компьютерная графика), 153 «Микро и наносистемная техника» (микроэлектроника энергоэффективности и электронная защита).