Обеспечение качества образования

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА

 1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ И ПРОЦЕДУР ОБЕСПЕЧЕНИЯКАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 1.1. Принципы системы управления качеством высшего образования в НТУ «ХПИ»

Деятельность Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (далее – Университет), его подразделений и служб осуществляется в соответствии с законами Украины и другими нормативно-правовыми актами в сфере образования, Положением об обеспечении качества образовательной деятельности и качества высшего образования в НТУ «ХПИ», которое разработано в соответствии с требованиями Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 № 1556-VII (статья 16. Система обеспечения качества высшего образования). Система управления качеством высшего образования НТУ «ХПИ» соответствует принципам стандарта ДСТУ ISO 9001: 2015 и обеспечивает реализацию основных задач, а именно: планирование, обеспечение и подтверждение качества.

Главная цель Университета заключается в создании устойчивого доверия к Университету со стороны общества и работодателей как поставщика высокообразованных и высокопрофессиональных кадров для промышленности и общества, которые соответствуют лучшим международным требованиям и обладают высоким уровнем качества полученных знаний.

В основе системы управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ДСТУ ISO 9001: 2015 лежат восемь принципов, которым руководство Университета следует для оптимизации деятельности вуза.

Принцип 1. Ориентация на потребителя

Результаты и стабильная деятельность вузов, прежде всего, зависят от потребителей его образовательных услуг. Поэтому руководство Университета, анализируя текущие и будущие потребности потребителей образовательных услуг, удовлетворяет в полном объеме эти требования, превосходя их ожидания. С этой целью Университета систематически проводит маркетинговые исследования рынка труда, а также мониторинг и прогнозирование будущих требований к качеству предоставления образовательных услуг.

Принцип 2. Лидерство

Руководство Университета занимает ведущую позицию лидера по всем направлениям деятельности Университета: устанавливает цели и обеспечивает единство коллектива в их достижениях на всех уровнях, осуществляет поддержку и управление, а также берет на себя ответственность за оптимизацию и системное совершенствование руководящих и вспомогательных процессов Университета.

Принцип 3. Заинтересованность персонала

Сотрудники НТУ «ХПИ» составляют основу Университета. Руководители Университета и его структурных подразделений способствуют созданию и поддержанию оптимальной социально-экономической среды и психологического климата в коллективе, которые способствуют реализации творческого и научно-исследовательского потенциала сотрудников, направляя его на выполнение основных задач Университета.

Принцип 4. Процессный подход

Любая деятельность в Университете, что имеет свои «входы» и «выходы» и использует определенные ресурсы (ДСТУ ISO 9001: 2015), рассматривается как процесс. Такой подход позволяет наиболее эффективно достичь желаемых результатов деятельности.

Принцип 5. Системный подход к управлению

Рассматривая любую деятельность как процесс и учитывая то, что «выход» одного процесса является «входом» для одного или нескольких других процессов, управление взаимосвязанными процессами в Университете осуществляется как управление системой. Такой подход способствует результативному и эффективному достижению целей в области качества образовательной деятельности Университета.

Принцип 6. Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности НТУ «ХПИ» является главной целью каждого сотрудника Университета и базируется на предупреждающих и корректирующих действиях (повышении и оценке результативности).

Принцип 7. Принятие решений на основе фактов

Все решения в Университете принимаются на основании анализа функционирования системы менеджмента качества высшего образования, что позволяет повысить результативность и эффективность принимаемых решений.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Учитывая, что Университет и поставщики взаимозависимы, руководство вуза проводит политику взаимовыгодных отношений с поставщиками, повышает способность обеих сторон создавать материальные и духовные ценности общества.

 1.2. Характеристика действующей системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете

Система внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете является составной частью системы обеспечения качества высшего образования в Украине и содержит две подсистемы:

— обеспечение и мониторинг качества высшего образования в Университете;

— обеспечение и мониторинг качества образовательной деятельности Университета.

Подсистема обеспечения и мониторинга качества высшего образования направлена на оценку результатов обучения соискателей высшего образования путем постепенного перехода к прозрачным методикам оценки и применения многобалльных комплексных рейтинговых шкал, а также дифференцированных подходов к оценке результатов обучения соискателей высшего образования.

Подсистема обеспечения и мониторинга качества образовательной деятельности Университета содержит следующие мероприятия:

— проведение внутренних аудитов качества деятельности структурных подразделений Университета, которые обеспечивают функционирование образовательного процесса;

— установление обратной связи с участниками образовательного процесса (опрос соискателей высшего образования, профессорско-преподавательского состава, сотрудников Университета);

— поддержка системы рейтинговой оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов Университета;

— содействие и контроль повышения квалификации сотрудников Университета;

— содействие повышению педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, сотрудников Университета путем организации различных семинаров (психолого-педагогического цикла для молодых преподавателей, изучение иностранных языков и т.д.), Академических чтений, конференций, круглых столов и форумов;

— обеспечение доступности информации о результатах деятельности Университета на сайте НТУ «ХПИ»;

— постоянная оптимизация работы информационной системы Университета для поддержки современной информационно-образовательной среды;

— проведение мероприятий по выявлению и предотвращению академическом плагиата.

 1.3. Стратегические цели и задачи совершенствования системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в НТУ «ХПИ»

В соответствии с политикой Университета по качеству основными стратегическими целями системы внутреннего обеспечения качества высшего образования являются:

— обеспечение разработки качественных образовательных программ в соответствии с национальными и международными образовательными стандартами, нацеленными на подготовку специалистов с соответствующими компетенциями, с учетом широкого спектра образовательных потребностей соискателей высшего образования и работодателей;

— обеспечение качества образовательной деятельности Университета путем соблюдения установленных норм и процедур при поддержке и ответственности всех участников образовательного процесса.

Задачами системы внутреннего обеспечения качества высшего образования являются:

— Обновление нормативно-правовой и методической базы обеспечения качества высшего образования и образовательной деятельности в Университете;

— системный мониторинг содержания высшего образования;

— контроль за реализацией образовательного процесса и научной деятельности;

— проведение мониторинга технологий обучения, ресурсного потенциала Университета и управления ресурсами и процессами;

— мониторинг и оптимизация состояния социально-психологической среды Университета;

— контроль состояния прозрачности образовательной деятельности и обнародования информации о ее результатах;

— разработка рекомендаций по улучшению качества образовательной деятельности и качества высшего образования, их внедрение, осуществление стратегического планирования деятельности Университета и другое.

Задача системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете соответствует целям и концепции процедур внешней оценки качества высшего образования в Украине.

1.4. Структура оперативного управления качеством высшего образования в НТУ «ХПИ»

Планирование и оперативное управление качеством высшего образования в Университете осуществляется на основе реализации принципов процессного подхода. В основе эффективного управления ресурсами лежит процессная модель, где на операционном уровне существует временная мобилизация необходимых ресурсов в соответствии с технологиями обучения, которые определены в учебно-методической документации, с учетом основополагающего принципа деятельности организации в соответствии с ДСТУ ISO 9001: 2015 – ориентации на потребителя.

Реализация процессного подхода предусматривает:

— применение системы процессов (определение, идентификация процессов и их взаимодействие, описание процессов и документированных информаций);

— менеджмент процессов (согласно с циклом Е. Деминга: планирование, обеспечение, управление и улучшение качества процесса).

Рисунок – Функциональная структура управления системы менеджмента качества высшего образования в НТУ «ХПИ»

1.5. Перечень процессов системы менеджмента качества высшего образования в НТУ «ХПИ»

Основными этапами построения процессной модели системы менеджмента качества высшего образования НТУ «ХПИ» являются: выделение, идентификация и классификация процессов.

Руководящими процессами являются процессы непрерывного обмена информацией между его субъектами и объектами образовательного процесса с целью взаимного влияния для выполнения функций планирования, организации, контроля и мотивации к обеспечению качества высшего образования.

Основными процессами (процессами жизненного цикла подготовки специалистов) являются процессы, путем которых реализуются основные функции и Миссия Университета.

Процессами обеспечения являются такие процессы, которые формируют условия для функционирования процессов основного жизненного цикла Университета.

Процессами измерения, анализа и улучшения являются процессы определения и управления мероприятиями, направленными на улучшение качества высшего образования в вузах. Это улучшение может приводить к изменениям в структуре продуктов и процессов, или даже в системе менеджмента качества высшего образования. Руководство Университета должно неизменно стремиться к повышению эффективности и результативности выполняемых в Университете действий, выявлять возможности их оптимизации, не дожидаясь возникновения проблем.

1.6. Организация системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете

Организация внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете осуществляется на следующих уровнях: первый – соискатели высшего образования; второй – кафедра (руководители (гаранты) образовательных программ, преподаватели, уполномоченные по качеству, кураторы академических групп); третий – факультеты (деканы, заместители деканов, методические комиссии и ученые советы факультетов); четвертый уровень – ректорат, отдел обеспечения качества образовательной деятельности, Ученый совет и Совет по качеству Университета; пятый – Наблюдательный совет Университета.

На первом уровне организации системы внутреннего обеспечения качества высшего образования Университета осуществляются социологические опросы соискателей высшего образования.

Второй уровень организации системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете осуществляется преподавателями кафедры при непосредственном руководстве гаранта образовательной программы и заведующего кафедрой.

Третий уровень организации системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университете реализуется на факультете под непосредственным руководством декана.

На четвертом уровне системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в Университета ректоратом, структурными подразделениями Университета, отделом обеспечения качества образовательной деятельности и Советом по качеству Университета осуществляются процедуры и меры, которые свидетельствуют о соблюдении требований к обеспечению качества высшего образования.

На пятом уровне системы внутреннего обеспечения качества высшего образования в НТУ «ХПИ» деятельность Наблюдательного совета, Совета по качеству Университета, отдела обеспечения качества образовательной деятельности направлена на постоянное улучшение способности Университета выполнять требования всех заинтересованных сторон к качеству высшего образования на основе результатов изучения удовлетворенности его качеством выпускников вуза и работодателей.

1.7. Принципы, методы и критерии оценки качества высшего образования в НТУ «ХПИ»

Принципы и методы измерения, оценки и мониторинга качества высшего образования в НТУ «ХПИ»:

— выявление и описание скрытых (латентных) переменных, характеризующих качество и успешность обучения и доступных непосредственному контролю индикаторов;

— выбор квалиметрических шкал измерения информационных переменных и шкал описания критериев;

— построение комплекса метрических моделей с использованием методов многомерного рейтингового оценивания;

— количественная оценка качества обучения на основе методов оценки латентных переменных с использованием контролируемых индикаторов.

Критерии оценки качества образования определяются на основе:

— Миссии, стратегического плана развития и Политики по качеству высшего образования НТУ «ХПИ»;

— законодательных требований к оценке качества образования (требования Государственных образовательных стандартов по направлениям и специальностям, требования, предъявляемые при лицензировании и аккредитации, международные требования к аккредитации образовательных программ);

— образовательных стандартов НТУ «ХПИ» (квалификация профессорско-преподавательского состава, содержание образовательных программ, технология образовательного процесса, технология контроля знаний; ресурсное обеспечение);

— анализа требований потребителей к уровню подготовки и компетентности выпускников (результаты анкетирования студентов, выпускников и представителей организаций-работодателей).

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА И ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПЕРЕСМОТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 Законом Украины «О высшем образовании» предусматривается в рамках системы внутреннего обеспечения качества образовательной деятельности Университета и качества высшего образования осуществлять мониторинг и периодический пересмотр образовательных программ и обеспечивать открытость информации о них. Университет на добровольных началах организует процедуру оценивания образовательных программ независимыми учреждениями.

Разработки, утверждения, периодический просмотр и мониторинг образовательных программ осуществляется в соответствии с Положением об организации образовательного процесса в НТУ «ХПИ» и методическими рекомендациями, утвержденными Методическим советом Университета.

Повышение качества образовательных программ – это постоянные усилия, направленные на совершенствование качества разработки этих программ, их внедрение и исполнение.

Ответственность за полноту и своевременность разработки образовательной программы возлагается на председателя Научно-методической комиссии (НМК) по специальности, а образовательной программы по специализации – на заведующего соответствующей кафедры. Председатель НМК по специальности обеспечивает полноту и взаимосвязь структурных компонентов образовательной программы. Наиболее простым но эффективным вариантом согласования, обсуждения является проведение заседаний в составе научно-методических комиссий.

3. ЕЖЕГОДНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ СОИСКАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НТУ «ХПИ» И РЕГУЛЯРНОЕ ОБНАРОДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАКИХ ОЦЕНОК НА ОФИЦИАЛЬНОМ ВЕБ-САЙТЕ

 3.1. Система оценивания знаний студентов

Оценивания знаний студентов осуществляется в соответствии с «Положением об организации образовательного процесса НТУ «ХПИ».

Система оценивания знаний соискателей высшего образования включает следующие виды контроля: текущий, итоговый и выпускную аттестацию.

Формы проведения и критерии оценки текущего и итогового контроля определяются в рабочей программе и рейтинговой системе оценивания результатов обучения. Рекомендации по разработке рейтинговых систем оценки представлены в Положении рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов НТУ «ХПИ».

Рекомендации по аттестации выпускников Университета предоставлены в Положении об экзаменационной комиссию НТУ «ХПИ».

Обнародование результатов рейтинга студентов осуществляется регулярно на официальном сайте Университета.

3.2. Оценивания достижений научно-педагогических работников

Оценивания достижений научно-педагогических работников осуществляется по шкале рейтинговых оценок в соответствии с Положением о рейтинговой оценке преподавателей, кафедр и факультетов НТУ «ХПИ».

Обнародование результатов рейтингов осуществляется регулярно раз в год на официальном сайте Университета.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Повышение квалификации научно-педагогических работников – это целенаправленное непрерывное совершенствование профессиональных компетенций и педагогического мастерства, необходимых для освоения задач, которые способствуют повышению качества управленческой, учебной, методической, научной, инновационной, творческой и воспитательной деятельности Университета.

Научно-педагогические работники Университета повышают квалификацию в соответствии с Положением о повышении квалификации научно-педагогических работников НТУ «ХПИ» (Одобрено Ученым советом Университета. Протокол № 5 от 30.05.2014 гг.) в высших учебных заведениях, соответствующих научных, образовательно-научных учреждениях и организациях как в Украине, так и за ее пределами один раз в 5 лет.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛИЧИЯ НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, В ТОМ ЧИСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ЗА КАЖДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ

5.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Обеспечение необходимыми ресурсами образовательного процесса и поддержки соискателей высшего образования в Университете соответствует лицензионным и аккредитационным требованиям.

Материально-техническая база Университета приспособлена для подготовки специалистов. Образовательный процесс осуществляется в учебных корпусах, лабораториях, на базах практик, в учебно-спортивном комплексе.

В соответствии с технологическими требованиями по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности в сфере высшего образования, образовательный процесс в Университете обеспечен лабораториями, полигонами, оборудованием, необходимыми для выполнения учебных планов.

5.2. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

Научно-методическое обеспечение включает:

— государственные стандарты образования;

— учебные планы;

— Учебные программы по всем нормативных и выборочных учебных дисциплин;

— программы учебной, производственной и других видов практик;

— учебники и учебные пособия;

— инструктивно-методические материалы к семинарским, практических и лабораторным занятиям;

— индивидуальные семестровые задания для самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам;

— контрольные задания к семинарским, практических и лабораторным занятиям;

— контрольные работы по учебным дисциплинам для проверки уровня усвоения студентами учебного материала;

— методические материалы для студентов по вопросам самостоятельной работы над профессиональной литературой, написания курсовых работ и дипломных проектов (работ).

 5.3. Информационное обеспечение образовательной деятельности

Информационное обеспечение образовательной деятельности в сфере высшего образования соответствует технологическим требованиям к лицензионным условиям по этому виду деятельности.

Научная библиотека использует специализированные программные продукты, автоматизирующие деятельность библиотеки (индивидуальные сервисы, электронный формуляр, обслуживание отделенных пользователей), обеспечивают формирование собственных электронных ресурсов с дифференцированным доступом к ним, обеспечивают интеграцию данных к внутренним системам Университета и внешним информационным системам.

В Университете есть официальный сайт, на котором размещена основная информация о его деятельности, а также электронный ресурс, который содержит учебно-методические материалы по дисциплинам учебных планов, в том числе в системе дистанционного обучения.

Оценка уровня обеспечения ресурсами образовательного процесса и поддержки соискателей высшего образования осуществляется путем социологических опросов студентов и студенческого мониторинга образовательного процесса, проведения ежегодного анализа соответствующими структурами.

 5.4. Контроль за качеством самостоятельной работы студентов

Для обеспечения высокого качества подготовки специалистов в Университете самостоятельная работа студентов дневной формы обучения организуется и координируется научно-педагогическими работниками, которые отвечают за преподавание дисциплин.

Контроль обеспечения наличия необходимых ресурсов для организации самостоятельной работы студентов осуществляют деканы факультетов, учебный и методический отделы.

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛИЧИИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

 Эффективному управлению качеством образовательной деятельности в Университете способствуют электронная система сбора и анализа информации и система электронного документооборота.

Составляющими системы сбора и анализа информации являются базы данных по основным направлениям деятельности Университета:

— формирование контингента соискателей высшего образования и организация образовательного процесса;

— кадровое обеспечение образовательной и научной деятельности;

— научно-исследовательская деятельность;

— ресурсное обеспечение образовательного процесса и научно-исследовательской работы;

— формирование информационного сегмента для обеспечения издательской деятельности (автоматизация издательской деятельности).

Система электронного документооборота предусматривает наличие университетского стандарта документооборота, подсистемы електронной подписи, шаблонов электронных документов и системы их редактирования, программного обеспечения электронного документооборота.

Информационные системы позволяют обеспечить мониторинг качества деятельности Университета и принятия эффективных управленческих решений по улучшению.

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУБЛИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНСТИТУТЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ, СТЕПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ

Публичность информации о деятельности Университета обеспечивается согласно приказу Министерства образования и науки Украины от 19.02.2015 г. № 166 «Некоторые вопросы обнародования информации о деятельности высших учебных заведений».

В Университете есть официальный сайт, содержащий основную информацию о его деятельности (структура, лицензии и сертификаты об аккредитации, образовательная, образовательно-научная, издательская, аттестационная (научных кадров) деятельность, учебные и научные структурные подразделения и их состав, перечень учебных дисциплин, правила приема, контактная информация).

Информация, подлежащая раскрытию на официальном сайте Университета и факультетов, систематически обновляется.

8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЛАГИАТА В ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СОИСКАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мероприятия по предупреждению и выявлению академического плагиата осуществляются в соответствии с Положением о системе предупреждения и выявления академического плагиата в выпускных квалификационных работах соискателей высшего образования НТУ «ХПИ».

Система предупреждения и выявления академического плагиата направлена на предотвращение и выявление таких разновидностей плагиата:

— копирование и обнародование выполненной другим автором работы как своей;

— дословное копирование фрагментов текста (от фразы к набору предложений) чужой работы в свою без надлежащего оформления цитирования;

— внесение незначительных поправок в скопированный материал (переформулирование предложений, изменение порядка слов в них и т.п.) без надлежащего оформления цитирования;

— парафраз – пересказ своими словами чужих мыслей, идей или текста; сущность парафразы состоит в замене слов (знаков), фразеологических оборотов или предложений при использовании любой авторской научной работы (сохраненной на электронных или бумажных носителях, в том числе – размещенной в сети Интернет).

Для поддержки проверки выпускных квалификационных работ соискателей высшего образования на наличие академического плагиата на официальном сайте Университета размещается информация об автоматизированной системе проверки на наличие заимствований в научных трудах, которая используется в Университете.

Ответственность за обнаружение академического плагиата в выпускных квалификационных работах соискателей высшего образования несут: соискатель – автор работы, руководитель выпускной квалификационной работы и заведующий выпускающей кафедры.