ХПИ вошел в число лидеров рейтинга Нацагентства по качеству образования

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования представило аналитический отчет «Выполнение критериев предоставления и подтверждения статуса национального учреждения высшего образования». По его данным, НТУ «ХПИ» вошел в группу «лучших результатов» и занял 20 место, являясь при этом лидером среди технических вузов страны. Кроме того, харьковский Политех стал единственным университетом, кто выполнил все пять премиальных критериев оценивания (место вуза в мировых рейтингах, наличие международных аккредитаций, количество научно-педагогических, научных работников с почетными званиями Украины, количество выпускников вуза с почетными званиями Украины, количество трудоустроенных выпускников вуза). А по результатам кластерного анализа ХПИ вошел в группу больших исследовательских вузов, расположенных в крупных областных центрах.

В 2019 году Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования впервые сделало анализ годовых отчетов национальных учреждений высшего образования. Из 118 вузов, которые на момент проведения анализа имели статус «национальный», ведомости за 2018 г. подали 114 учреждений. На их основе осуществлялось вычисление интегрального индикатора выполнения сравнительных критериев для каждого из учреждений. Согласно таблице распределения значений интегрального индикатора, ХПИ вошел в категорию «лучшие результаты» с показателем 3,41 и занял 20-е место среди всех представленных вузов Украины, но стал лидером среди технических.

Кроме того, для подтверждения статуса «национального» мониторинговые дела должны были содержать не только показатели выполнения сравнительных критериев, а также сведения о выполнении премиальных критериев. ХПИ стал единственным вузом, который предоставил информацию о выполнении всех пяти премиальных критериев. Среди них:

1) место учреждения высшего образования в международных и независимых рейтингах;
2) наличие иностранных и международных аккредитаций;
3) количество научно-педагогических и научных работников, которым в течение последних 10 лет были присвоены почетные звания Украины;
4) количество выпускников учреждения высшего образования, которым в течение последних 10 лет были присвоены почетные звания Украины;
5) количество выпускников учреждения высшего образования, которые подтвердили свое трудоустройство в течение трех лет.

Также в ходе исследования был проделан кластерный анализ национальных учреждений высшего образования и выделено из них четыре типа. Харьковский Политех попал в 4-й кластер — это большие исследовательские вузы, расположенные в областных центрах: Киеве, Харькове, Львове, Одессе, Днепре. Среди критериев кластера: соотношение количества студентов к преподавателям, количество преподавателей, которые осуществляли научное руководство или консультирование, сумма индексов Хирша научных и научно-педагогических работников в научных базах Scopus и Web of Science.

Справка:

Согласно п.2 ст. 29 Закона Украины «О высшем образовании», предоставление учреждению высшего образования статуса национального осуществляется по предложению Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, подается в порядке и по критериям, установленным Кабинетом Министров Украина. Установление соответствия деятельности национального вуза определенным критериям для подтверждения или лишения его такого статуса осуществляется раз в семь лет Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования.

Годовые отчеты о выполнении критериев предоставления и подтверждения статуса национального учреждения высшего образования подавались в определенной форме с учетом различных показателей. Среди основных — информация о количестве студентов вуза (дневной формы); о количестве студентов дневной формы обучения, которые учились (стажировались) в иностранных университетах; о студентах, которые заняли призовые места на Международных студенческих олимпиадах, II этапе Всеукраинской студенческой олимпиады, II этапе Всеукраинского конкурса студенческих научных работ, других образовательно-научных конкурсах; количество иностранных граждан, которые учатся в университете за средства физических или юридических лиц (на дневной форме обучения); число научно-педагогических и научных работников вуза, в том числе количество тех, кто стажировался, проводили учебные занятия в иностранных вузах, а также другие показатели научно-педагогической деятельности сотрудников вуза.

Ознакомится с полной методологией и результатами анализа можно по ссылке.