Ученые ХПИ — авторы методики обучения для слабослышащих детей

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Доцент кафедры физики Ксения Минакова, доцент кафедры химической техники и промышленной экологии Татьяна Тихомирова, а также другие ученые харьковского Политеха приняли участие в разработке методики обучения естественным наукам детей с особыми потребностями. Итогом стало создание учебного пособия «Инклюзивное обучение при нарушении слуха», куда вошли адаптированные практические занятия по физике, химии, математике, телемедицине, географии, истории. Книга — итог полугодичного проекта, реализованного при поддержке Посольства США в Украине. В числе авторов пособия также доцент кафедры фундаментальных дисциплин Львовской медицинской академии им. А. Крупинского Ирина Березовская. Завершением программы стала ярмарка лучших практик для детей с нарушением слуха. Мероприятие проходило во Львове и объединило неравнодушных к проблеме учителей, преподавателей со всех уголков Украины.

Как рассказала доцент ХПИ Ксения Минакова, апробация методов преподавания естественным наукам проходила на базе Харьковской специальной школы №5, где она показывала на практике, как работают законы физики, а Татьяна Тихомирова вела экологические мастер-классы для старшеклассников, на которых демонстрировала потенциал прибора для измерения содержания нитратов в пищевых продуктах.

«Среди всех людей с особыми потребностями, наиболее интегрированными в наше общество являются дети и взрослые с нарушениями слуха. Видимо, поэтому, на волне запроса на новые практики и методики для инклюзивного обучения, почти нет узкоспециализированных и одновременно современных наработок для глухих людей. Количество студентов, имеющих недостатки слуха, растет в технических вузах, и наш университет не является исключением», — рассказала руководитель проекта, доцент кафедры физики ХПИ Ксения Минакова.

По словам ученой, универсального метода обучения слабослышащих не существует. Большинство учеников и студентов, у которых ослаблен слух, в основном, воспринимают окружение визуально. Вот, почему, общение и обучение с такими студентами можно улучшить путем создания визуально богатой учебной среды, используя средства информационных технологий и практических (hands-on) методов обучения.

Итогом полугодичных наработок ученых стало издание учебного пособия «Инклюзивное обучение при нарушении слуха». Авторами разделов пособия, кроме редакторов Ксении Минаковой и Ирины Березовской, стали преподаватели ХПИ: кафедра физики — доцент Юлия Веретенникова, доцент Александр Андреев, доцент Ольга Андреева; кафедра химической техники и промышленной экологии — доцент Татьяна Тихомирова; начальник методического отдела доцент Сергей Радогуз. Все практические советы являются целостными STEM проектами, которые могут быть реализованы в учебном процессе.

Завершением проекта «Инклюзивное образование: содействие распространению лучших мировых практик» стала ярмарка, в которой приняли участие украинские учителя и преподаватели, заинтересованные данной проблемой. Мероприятие проходило во Львове и стало платформой для обмена опытом, дискуссий. Участниками ярмарки также были воспитанники Львовской специальной общеобразовательной школы-интерната №101 Марии Покровы для глухих детей и студенты колледжей, имеющие проблемы со слухом. Для них были проведены практические занятия. В частности, ученая ХПИ Ксения Минакова демонстрировала, как выглядит звук и распространяется звуковая волна.  Доцент ХПИ Татьяна Тихомирова показала юным участникам работу нитратомера. Ученая также презентовала уникальные разработки по преобразованию мусора в полезные вещи — технику апсайклинг, которая применима на уроках труда, делая их интересными и полезными.

Завершилась ярмарка награждением представителей лучших локаций, которых выбирали дети.  Победители были отмечены дипломами и сладкими призами.

«Мир без звуков другой. Дети и взрослые немного другие. Поэтому и подходы преподавания нуждаются в адаптации и совершенствовании. Цель проекта, частью которого стали преподаватели НТУ «ХПИ», — облегчить работу всем преподавателям, которые работают с учениками и студентами с недостатками слуха», — Ксения Минакова.

 

Посмотреть книгу можна здесь

Справка:

Проект «Инклюзивное образование: содействие распространению лучших мировых практик» направлен на внедрение инновационных образовательных инструментов и методов обучения студентов, школьников с нарушениями слуха. Его реализацию осуществляли преподаватели, ученые, студенты из Харькова, Львова, Тернополя, а также иностранные коллеги из Европейской организации Hands-on Science Network. В результате были разработаны и проведены серии практик для учеников и учителей из разных уголков Украины по использованию IT-инструментов и Hands-on методов преподавания для слабослышащих детей.   

Учебное пособие «Инклюзивное обучение при нарушении слуха: Практики преподавания естественных наук» предназначено для преподавателей естественных и технических дисциплин. Издано во Львове в 2021 г. под редакцией И.Березовской, К.Минаковой. Состоит из 183 страниц.