В ХПИ установят памятную доску одному из создателей легендарного танка Т-34  

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

4 сентября в НТУ «ХПИ» откроют мемориальную доску Николаю Александровичу Соболю, выпускнику университета 1936 года, известному государственному деятелю, организатору промышленности в Харькове и Украине. Памятную доску установят на здании главного аудиторного корпуса ХПИ (ГАК). Начало мероприятия — 12.30.

Николай Александрович принимал участие в становлении отечественного тракторо-, танко-, двигателе- и тепловозостроения. На крупнейшем машиностроительном предприятии — Харьковском паровозостроительном заводе (сейчас — ГП «Завод им. Малышева») — он прошел все этапы профессионального роста: занимал должности начальника отдела технического контроля, начальника производства, главного инженера, директора завода.

Н.А. Соболь принимал активное участие в создании легендарного среднего танка Т-34 и его дизеля В-2, организации серийного производства тепловозов ТЭ-1, ТЭ-2, ТЭ-3 и дизелей Д50, 2Д100. Именно ему принадлежит идея строительства Харьковского метрополитена (1962 год).

Напомним, ранее в Музее истории НТУ «ХПИ» состоялась встреча с представителями одной из династий политехников — семьи Соболей, которую с ХПИ объединяет 90-летняя история.

Справка:

Николай Александрович Соболь родился 19 февраля 1910 г. в селе Большая Рублевка (Полтавская обл.) в семье учителя.

В 1929 г. окончил Богодуховскую профшколу и начал трудовую деятельность техником на Харьковском паровозостроительном заводе (сейчас — ГП «Завод им. Малышева»). Без отрыва от производства окончил с отличием в 1936 г. Харьковский механико-машиностроительный институт (сейчас — НТУ «ХПИ») по специальности «Сельскохозяйственное машиностроение» и получил квалификацию «Инженер-механик».

Н.А. Соболь смело внедрял новые технологии при освоении производства танкового дизеля В-2 и танка Т-34. В военный период работал заместителем начальника отдела технического контроля Уралвагонзавода. После освобождения Харькова Н.А. Соболь вернулся на заводи в 1943 г.  и организовал подготовку к ремонту танков Т-34.

В 1947 г. он был назначен начальником производства, а в 1949 г. — главным инженером завода. Тогда началось серийное производство тепловозов ТЭ-1 и дизеля Д50. Затем был тепловоз ТЭ-3, освоено производство гусеничных артиллерийских тягачей, путеукладчиков, пунктов управления противоракетной обороны, траншейных машин и др.

Николай Александрович сумел объединить усилия специалистов различных направлений и производств по гармоничному развитию техники. С 1954 г. стал директором завода. При нем освоено производство нового танка Т-64, начато серийное производство тепловозов ТЭ-3 и разработка нового дизеля Д70.

С 1958 г. Николай Александрович — председатель совета народного хозяйства Харьковского экономического административного района, с 1960 г. — председатель СНХ украинской ССР, с 1966 г. — первый заместитель председателя совета министров УССР. В 1972 г. он ушел на пенсию.

Н.А. Соболя не стало 22 апреля 1991г., похоронен в Киеве. За заслуги перед государством удостоен двух орденов Ленина, 4-х орденов трудового красного знамени, орденов красной звезды и «Знак почета». Его по праву считают выдающимся организатором промышленности Украины.

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ЛЮДЯМ